Продажа бизнеса, покупка бизнеса
 
ГЛАВНАЯ  
О КОМПАНИИ  
СТАТЬИ  
НОВОСТИ  
КУПИТЬ БИЗНЕС  
ПРОДАТЬ БИЗНЕС  

 

СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ

   СТАТЬИ
 
Слабоалкогольные напитки


   Все меньшему числу успешных региональных пивзаводов удается избежать поглощения лидерами

   Алексей Хазбиев

   На прошлой неделе руководители ведущих пивных компаний, активно инвестирующих в российские пивзаводы, - индийской SUN Brewing и бельгийской Interbrew, - объявили о планах создания единого пивоваренного концерна в СНГ, который обойдет "Очаково" и станет вторым по величине в России после скандинавской группы Baltic Beverage Holding (BBH).
   Сумма сделки оценивается в триста с лишним миллионов долларов. Новое предприятие, которое получит название SUN-Interbrew, будет образовано путем слияния российских и украинских пивзаводов, принадлежащих обеим компаниям. Стратегическая цель SUN-Interbrew - догнать BBH по объемам производства и стать крупнейшим пивным холдингом России.
   Новая компания собирается в ближайшее время приобрести Клинский пивзавод и дополнительно инвестировать не менее 40 млн. долларов в собственные предприятия.

   Россия на пятерых

   Экспансия западных пивоваров в нашу страну - вещь вполне закономерная. Несмотря на кризис, российский пивной рынок демонстрирует завидный рост: потребление ежегодно увеличивается на 50 млн. декалитров исключительно за счет отечественных сортов.
   Импортное пиво, до недавнего времени занимавшее 10-15% рынка, после девальвации оказалось неконкурентоспособным, и сейчас его доля не превышает 1-2%. Не менее важно и то, что продолжение инвестиционных программ западных пивных компаний в России стало возможным после того, как Совет федерации отклонил в конце прошлого года принятый Госдумой антипивной закон, который приравнивал пиво к водке и увеличивал налоговое бремя на пивоваров. По информации "Эксперта", руководители пивзаводов договорились с законодателями, что власти не будут повышать налоги на производство пива, пока потребление этого напитка в нашей стране не достигнет 50 литров на человека в год (сейчас этот показатель равен 25 литрам). Пивовары считают, что это позволит увеличить приток инвестиций в их отрасль и обновить оборудование на многих предприятиях.
   Впрочем, при нынешней структуре отечественной пивоваренной отрасли, где на трех гигантов - BBH, SUN и "Очаково" - приходится пока около половины рынка (еще 40% занимает десяток крупных региональных заводов), необходимо не только инвестировать, но и продолжать укрупняться.
   По словам гендиректора SUN Шивы Викрама Кхемка, сейчас во всем мире именно консолидация производств продолжает определять экономику пивной индустрии, поскольку это позволяет существенно сократить операционные затраты. Например, в США сегодня 80% рынка контролируют три крупные компании, которые за последние сорок лет вытеснили почти 400 конкурентов. А, скажем, в Венесуэле более 90% рынка занимает только один производитель, в Колумбии - два, в Аргентине и Бразилии - по три. В России, по мнению г-на Кхемка, через несколько лет останется пять производителей, которые поделят рынок. К нынешней тройке добавятся турецкая Efes, которая строит в столице завод "Князь Рюрик", и питерская "Вена", контролируемая Carlsberg.

   Ответный удар "Балтики"

   В SUN-Interbrew войдут восемь пивоваренных компаний, принадлежащих SUN: Пермская, Саранская, Ивановская и Курская фабрики, "Поволжье" (г. Волжский), екатеринбургская "Патра", питерская "Бавария", пивзавод в Симферополе и два предприятия, контрольными пакетами акций которых владеет Interbrew, - омский завод "Росар" и черниговская "Десна".
   По итогам сделки, которую предстоит утвердить акционерам обеих компаний, SUN и Interbrew будут владеть по 34% голосующих акций новой компании. Оставшиеся 32% предполагается продать на европейских фондовых биржах сторонним инвесторам.
   Цель укрупнения руководители компании не скрывают. Как заявил "Эксперту" г-н Кхемка, "мы хотим упрочить позиции объединенной компании на российском рынке и на равных соперничать со своим главным конкурентом BBH". Если Клинский завод войдет в новую структуру, производственный потенциал SUN-Interbrew и BBH может сравняться.
   Впрочем, BBH собирается предпринять ответные действия. Как сообщил "Эксперту" гендиректор "Балтики" (главное предприятие BBH) Таймураз Боллоев, слияние SUN и Interbrew не стало для него неожиданностью. Слухи о готовящейся сделке ходили давно, и питерская компания успела хорошо подготовиться к появлению конкурента. По словам г-на Боллоева, его компания сейчас активно интегрируется.
   Во-первых, изменена дистрибуторская система крупнооптового звена. За последние месяцы созданы 12 отделений в крупных городах, взявшие на себя реализацию пива мелким оптовикам, что позволит снизить издержки на четверть. Во-вторых, компания достраивает собственную солодовню, которая полностью обеспечит потребности всех пивзаводов группы в солоде. Наконец, питерский завод планирует полностью перейти на отечественный ячмень, он уже организовал посевы этой культуры в Ленинградской и Орловской областях, а в перспективе собирается сделать это в Калининградской области и в регионах средней полосы, что позволит снизить затраты еще на 35-40%. Перечисленные меры уже в нынешнем году позволят увеличить производство до 55 млн. декалитров на самой "Балтике", а на дочернем предприятии "Донпиво" - до 8-10 млн. декалитров. Кроме того, гендиректор собирается купить еще один-два завода за Уралом: "Покупка 'Донпива' - лишь пробный шар, не исключено, что в ближайшей перспективе мы продолжим экспансию".
   Таким образом, предсказанная "Экспертом" еще два года назад тотальная консолидация отечественной пивоваренной промышленности вступила в завершающую стадию. Не исключено, что другие успешные крупные региональные пивзаводы последуют примеру "Росара" и Клинского и будут поглощены лидерами.

Copyright ©журнал Эксперт

 


             
               
Сайт создан в системе uCoz