Продажа бизнеса, покупка бизнеса
 
ГЛАВНАЯ  
О КОМПАНИИ  
СТАТЬИ  
НОВОСТИ  
КУПИТЬ БИЗНЕС  
ПРОДАТЬ БИЗНЕС  

 

СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ

   СТАТЬИ
 
Порядок выполнения работ по финансовому обеспечению инвестиционных проектов


   Анализ инвестиционной среды

   Инвестор рассматривает различные объекты инвестиций (инвестиционные проекты) с целью выбора способа вложения финансовых средств, который обеспечит наивысшую отдачу при приемлемом для данного инвестора уровне риска. Анализ инвестиционного проекта начинается с рассмотрения характеристик инвестиционной среды, (инвестиционного климата).
   Инвестиционная среда по отношению к конкретному объекту инвестиций рассматривается на общеэкономическом уровне, на отраслевом уровне и на локальном уровне, т.е. как деятельность (бизнес) компании в конкурентных условиях. В соответствии с общепринятой международной практикой проводится обследование и проверка истинности всех сведений ("due diligence") об объекте инвестиций для подготовки к осуществлению инвестиционного проекта и его финансирования.

   1. Общеэкономический анализ инвестиционного проекта

   Процесс анализа инвестиционной среды начинается с изучения состояния национальной экономики в целом. Особенно внимательно к этому относятся международные инвестиционно-финансовые институты при выборе стран для осуществления поддерживаемых этими институтами инвестиционных проектов. В ходе общеэкономического анализа обычно рассматриваются:

   · темпы экономического роста;
   · уровень социально-политической стабильности;
   · уровень правовой стабильности;
   · уровень инфляции;
   · стабильность национальной валюты;
   · состояние платежного баланса страны;
   · уровень процентной ставки за кредит;
   · размеры и динамика государственных расходов и инвестиций;
   · развитость рыночной инфраструктуры

   2. Отраслевой анализ инвестиционного проекта

   Отрасль, в которой предполагается осуществить инвестиционный проект, должна быть рассмотрена со следующих позиций:

   · темпы и перспективы роста отрасли;
   · состояние рынков сбыта;
   · уровень конкуренции;
   наличие специальных налоговых режимов и иных элементов государственного регулирования.

   3. Микроэкономический (локальный) анализ инвестиционного проекта

   Анализ всех существенных сторон деятельности компании, которая является перспективным объектом инвестиций представляется в виде либо бизнес-плана, либо технико-экономического обоснования (ТЭО - аналог "feasibility study") и отражает следующие аспекты:

   · история компании;
   · правовой статус;
   · финансовое состояние;
   · состояние контрактов;
   · состояние производственной сферы;
   · выпускаемая продукция
   · структура управления;
   · состояние социальной сферы
   · маркетинговая политика.

   Полнота проводимого микроэкономического анализа зависит от того, как планируется осуществлять инвестиционный проект: с созданием нового юридического лица или в рамках уже существующего. В первом случае потребуется детальное рассмотрение всех указанных сторон деятельности компании, во втором - достаточно обойтись более кратким описанием предполагаемых участников проекта.
   Анализ самого инвестиционного проекта включает в себя проверку исходных данных, анализ организационно-правовой формы реализации проекта, построение финансовой модели и оценку проекта в соответствии с выбранным критерием. Если проект отвечает выбранному критерию, то полученная информация образует основу для составления бизнес-плана.
   Наряду с подготовкой бизнес-плана проводится анализ возможных способов привлечения капитала (выпуск акций, облигаций, получение кредита и т. п.) в соответствии с существующей практикой корпоративного финансирования (corporate finance), а также с условиями размещения ценных бумаг (андеррайтинга).

   Анализ инвестиционного проекта

   1. Проверка исходных данных.

   Информация, используемая в ходе анализа инвестиционного проекта, должна подвергаться проверке. Особенно это относится к следующим данным:

   · объем инвестиций в проект (расходы по строительству, НИОКР и т.п.);
   · затраты на производство и реализацию продукции/услуг;
   · нормы амортизации;
   · ставки процентов за кредит;
   · имеющиеся и прогнозные цены на выпускаемую в рамках проекта продукцию.

   2. Маркетинговый анализ.

   Проект может оказаться несостоятельным в случае отсутствия спроса со стороны потенциальных потребителей на выпускаемую в рамках проекта продукцию. Поэтому построению финансовой модели должна предшествовать работа по определению спроса и возможностей рынка (маркетинговый анализ). Последний проводится по следующим этапам:

   1. оценка конкуренции и других внешних факторов:

   · степень конкуренции;
   · потенциальные источники конкуренции;
   · наличие государственного регулирования.

   2. определение стратегии маркетинга:

   · стратегия сбыта;
   · стратегия ценообразования;
   · использование рекламы, связи с общественностью (public relations), продвижения товара;
   · анализ места размещения компании;
   · бюджет маркетинга;
   · последующая стратегия маркетинга.

   3. исследование рынка:

   · поиск и анализ первичной информации;
   · оценка реакции рынка.

   4. прогноз объема продаж:

   · объемы продаж по периодам;
   · объемы продаж по продуктам и услугам;
   · объемы продаж по группам потребителей;
   · доля рынка.

   Надежность полученной в ходе маркетингового анализа информации определяет надежность финансовых расчетов по проекту.

   3. Анализ организационно-правовой формы.

   Организационно-правовая модель реализации проекта может варьироваться в зависимости, прежде всего, от:

   1. Проект реализуется на базе существующего предприятия - объекта инвестиций, а предоставление средств инвестора осуществляется посредством реализации ценных бумаг этого предприятия или в рамках кредитования.
   2. Проект реализуется на базе новосозданного предприятия, в число учредителей которого входит потенциальный инвестор, внося в уставный капитал оговоренную сумму.
   Кроме этого, следует определиться с организационно-правовой формой предприятия, создаваемого для реализации проекта (ООО, ОАО, ЗАО и т.д.).
   Использование одной из этих или иных организационно-правовых моделей и форм в дальнейшем накладывает отпечаток на весь дальнейший процесс инвестиционного планирования.

   4. Финансовый анализ.

   Цели создания и использование финансовых моделей.
   Финансовое планирование является составной частью процесса инвестиционного планирования и представляет собой моделирование будущих финансовых результатов деятельности предприятия при заданных прогнозных значениях основных параметров и соответствующих ограничениях. Финансовое планирование осуществляется путем создания и использования финансовой модели и интерпретации результатов расчетов.
   Применение финансовой модели позволяет

  : · анализировать и прогнозировать финансовые результаты;
   · проводить анализ чувствительности;
   · снизить затраты времени и средств на хранение и переработку информации;
   · снизить риск человеческой ошибки;
   · сократить время на проведение расчетов.

   Основа финансовой модели разрабатывается таким образом, чтобы учесть все факторы, оказывающие существенное влияние на данное предприятие. В своем наиболее полном виде финансовая модель позволяет не только просчитать результаты при заданных прогнозных параметрах и составить прогнозные финансовые отчеты, но и выбрать наиболее приемлемые схемы инвестирования средств и виды источников финансирования в соответствии с установленными критериями.
   Некоторые модели включают статистические методы прогнозирования, используемые для построения трендов по основным параметрам на основе данных о деятельности предприятия в прошлом.
   Процесс финансового моделирования имеет несколько этапов:

   1. Концептуализация (устанавливаются цели создания модели, параметры вводимой и выводимой информации).
   2. Создание модели.
   3. Пробный запуск и проверка модели.
   4. Внесение изменений в модель (при необходимости по результатам проверки).
   5. Использование модели.

   При построении финансовой модели обычно учитываются такие элементы как, например,

   · методы ведения бухгалтерского учета :
   · порядок начисления амортизации;
   · расчеты налоговых платежей;
   · график погашения долговых обязательств;
  · стратегия формирования запасов и др.

  При выполнении работы по финансовому моделированию вся информация, предположения, формат документов должны быть представлены таким образом, чтобы специалисту легко было отразить в модели специфические характеристики предприятия, а затем рассчитать проектируемые результаты при реализации заданных условий.
   Содержание финансовых моделей, построенных для прогнозирования составляющих бухгалтерской документации с использованием формул, созданных на основе бухгалтерских проводок, значительно отличается от моделей, построенных для проведения оценивания инвестиционных проектов или бизнеса.
   Основное отличие состоит в использовании различных методов финансового анализа при оценивании инвестиционных проектов и бизнеса (расчет денежного потока, расчет приведенной стоимости, оценка риска и др.), так как методы бухгалтерского учета не обеспечивают адекватного описания происходящих и предполагаемых в будущем процессов. Однако, применение методов финансового анализа часто не представляется возможным без использования бухгалтерской документации, соответствующих прогнозов, составленных в рамках финансового планирования деятельности предприятия.
   Например, для любого предприятия важное значение имеет оценка величины поступлений и расходований денежных средств, основанная на анализе деятельности предприятия за предыдущие периоды и прогнозах. Для этих целей составляются бюджеты денежных средств - прогнозы поступлений и платежей на будущие периоды (месяц, неделя). Расчет денежного потока предприятия проводится на основе бюджета денежных средств. По сравнению с бюджетом денежных средств, денежный поток обычно строится для отдельного инвестиционного проекта, а не для организационной единицы предприятия. Расчет денежного потока проводится чаще всего с целью оценить отдачу инвестиций, а бюджет денежных средств используется в процессе планирования. Это один из множества моментов, демонстрирующих необходимость четко продумать цели и схему создаваемой финансовой модели, взаимосвязи между элементами учесть специфичные условия функционирования данного предприятия, реализации проекта.

   Схема основных взаимосвязей между исходными и результирующими параметрами в финансовой модели

   2. Схема основных взаимосвязей между исходными и результирующими параметрами в финансовой модели

   При построении финансовой модели информация о необходимых капитальных вложения и объемах финансирования представляет собой особый вид исходной информации, так как в зависимости от цели построения модели, имеющихся первоначальных исходных данных объем и использование этой информации будут различны. Например, расчет суммы налогов, причитающейся к уплате при реализации инвестиционного проекта, проводится исходя из предпосылки, что проект будет профинансирован за счет акционерного капитала. Проценты по кредиту не учитываются в расчете налога на прибыль по данному инвестиционному проекту.
   Анализ движения ресурсов включает построение и расчет различных видов денежных потоков (денежный поток после вычета налогов, чистый денежный поток, обычный денежный поток и т.д.), расчет соответствующих показателей при построении финансовой модели для оценивания инвестиционного проекта, бизнеса или отчет об источниках и использовании фондов, рассчитанный на основе отчета о прибыли и баланса действующего предприятия.

   Используемые программные средства

   Для финансового моделирования с использованием персонального компьютера могут применяться электронные таблицы, а также специальные программные средства (COMFAR, Project Expert, Альт-Инвест и др.).
   Наибольшей популярностью пользуются электронные таблицы.
   Самые известные программные продукты, предоставляющие пользователю все возможности работы с электронными таблицами - EXCEL, QUATRO PRO и др.
   В так называемой рабочей книге каждая ячейка может содержать один из трех видов информации:

   1. Текст, например, название строки
   2. Цифры
   3. Взаимосвязь между различными ячейками в рабочей книге. Эта взаимосвязь может быть выражена арифметическим действием, более сложными математическими формулами или специальными встроенными функциями (например, расчет NPV).
   4. Электронные таблицы имеют определенные преимущества по сравнению с расчетами с помощью микрокалькулятора:
   В данной таблице продемонстрированы лишь самые элементарные функции и возможности электронных таблиц (EXCEL 5.0). С помощью электронных таблиц можно построить сложные финансовые модели, представить данные в графическом виде и т.д.

   5. Критерии для сравнения и выбора инвестиционных проектов

   Для сравнения и выбора инвестиционных проектов существуют следующие критерии:

   · чистая приведенная стоимость;
   · внутренняя ставка отдачи;
   · индекс прибыльности;
   · средняя бухгалтерская рентабельность;
   · срок окупаемости.

   Чистая приведенная стоимость (net present value или, сокращенно, NPV).

   Представляет собой разность между приведенной стоимостью (present value или, сокращенно, PV) прогнозируемых денежных потоков от проекта в период его осуществления, и первоначальными инвестиционными затратами.
   Ставка дисконтирования принимается равной альтернативным издержкам применения капитала. Под этим термином понимается ставка отдачи, которую инвесторы могли бы получить от вложения своих средств в лучший из альтернативных вариантов инвестиций, от которого им прийдется отказаться в случае принятия данного проекта.
   Согласно этому критерию, следует принимать те проекты, у которых чистая приведенная стоимость имеет положительное значение.
   Является наиболее совершенным критерием.

   Внутренняя ставка отдачи (internal rate of return или, сокращенно, IRR).

   Представляет собой такую ставку дисконтирования, при которой NPV проекта равна нулю. Находится как решение следующего уравнения относительно IRR:
   По этому критерию следует принимать те проекты, у которых внутренняя ставка отдачи (IRR) выше, чем альтернативные издержки применения капитала
   В некоторых случаях использование этого критерия может привести к неверным результатам, Это бывает, когда:

   · Специфика проекта такова, что сперва создаются положительные денежные потоки, за которыми следуют отрицательные. В такой ситуации следует принимать те проекты, у которых IRR меньше, чем альтернативные издержки применения капитала;
   · Денежные потоки меняют знак более одного раза, и в результате проект может иметь несколько значений IRR либо вовсе не иметь IRR;
  · Проекты являются взаимоисключающими. В такой ситуации использование IRR напрямую может приводить к неверному ранжированию проектов. Здесь следует определять IRR применительно к разности в объемах инвестиций и денежных потоках между более дорогим и более дешевым проектом;
   · Альтернативные издержки применения капитала существенно меняются во времени.

   Индекс прибыльности (profitability index или, сокращенно, PI)

   Представляет собой отношение приведенной стоимости прогнозного денежного потока от проекта в период его осуществления, к первоначальным инвестиционным затратам.
   Рассчитывается по формуле:
   По этому критерию следует принимать те проекты, у которых индекс прибыльности больше единицы. Применение его дает те же результаты, что и применение критерия NPV.
   Недостатком этого критерия является то, что его значения для разных проектов нельзя складывать.

   Средняя бухгалтерская рентабельность (average return on book value).

   Представляет собой отношение средней прогнозной прибыли от проекта за вычетом амортизации и налогов на среднюю бухгалтерскую стоимость инвестиций.
   Этот показатель затем сравнивают с бухгалтерской ставкой рентабельности для фирмы в целом или с некоторым внешним эталоном - таким, как средняя бухгалтерская ставка отдачи для данной отрасли.
   Этот критерий страдает рядом серьезных дефектов. Во-первых, рассматривается лишь средняя отдача бухгалтерских инвестиций и игнорируется тот факт, что деньги, поступающие незамедлительно, имеют большую стоимость в сравнении с поступающими в более поздние моменты времени. Кроме того, средняя бухгалтерская рентабельность зависит от бухгалтерской прибыли; она не основывается на денежных потоках от проекта.
   Фирма, использующая среднюю бухгалтерскую отдачу, должна принять решение о том, с чем сравнивать этот показатель по данному проекту. Произвольный по самой своей сути характер такого решения может существенно сказаться на качестве результатов оценки проектов. Срок окупаемости (payback period).
   Находится путем подсчета числа лет, за которое суммарный (накопленный) прогнозный денежный поток станет равным первоначальным инвестициям. Суммарный денежный поток может определяться сложением дисконтированных или недисконтированных годовых денежных потоков (в первом случае получаемый на его основе срок окупаемости носит название "дисконтированного").
   Принимаются проекты, у которых срок окупаемости меньше того, который фирма считает для себя максимально допустимым.
   Установление максимально допустимого срока неизбежно носит субъективный характер, что приводит к ошибочным решениям.

   Оценка дохода инвестора

   Построение финансовой модели и составление бизнес-плана проекта имеет целью получить информацию, которая поможет убедить инвестора вложить средства в данный проект.
   При этом необходимо обратить внимание на следующие параметры:

   · виды дохода, получаемого инвестором;
   · время получения доходов;
   · требуемая ставка дохода.

   1. Виды дохода

   Доходы от инвестиций могут быть получены в нескольких формах:

   · дивиденды (выплачиваются держателям акций);
   · проценты (выплачиваются кредиторам и держателям облигаций);
   · прирост капитала (в результате увеличения рыночной стоимости ценных бумаг).

   Для полной оценки доходов инвестора следует учитывать все формы получаемых им доходов от инвестиций.

   2. Время получения доходов

   Поскольку стоимость денег зависит от времени, то сопоставить общие величины доходов при различных вариантах инвестиций невозможно, не установив, когда эти доходы будут выплачиваться.

   3. Требуемая ставка доходности (required rate of return или, сокращенно, RRR).* *

   С точки зрения компании, привлекающей капитал для финансирования проекта, эта величина представляет собой альтернативные издержки применения капитала (или просто издержки применения капитала). См. раздел, посвященный оценке и выбору инвестиционных проектов.

   При расчете RRR учитываются:

   1. реальная безрисковая ставка дохода (real risk-free rate или, сокращенно RRFR);
   2. прогнозный уровень инфляции в течение срока инвестирования (I);
   3. премия за риск (risk premium или, сокращенно, RP).

   Значение номинальной безрисковой ставки дохода (nominal risk-free rate или, сокращенно, NRFR) рассчитывается как:

   NRFR = [(1+RRFR)(1+I)]-1

   Для всех ценных бумаг, обращающихся или выпускаемых на рынок, номинальная безрисковая ставка одинакова. Величина премии за риск может изменяться в зависимости от степени неопределенности инвестора относительно будущих доходов. Поэтому для каждого конкретного инвестора RRR может быть разной:

   RRR = [(1+RFR)(1+ I)(1+RP)]-1

   Величина премии за риск пропорциональна величине принимаемых инвестором инвестиционных рисков. Инвестиционным риском называют поддающаяся измерению вероятность понести убытки или упустить выгоду от инвестиций. Премия за риск - дополнительный доход, на который рассчитывает инвестор, вкладывающий средства в рисковые проекты, по сравнению с проектами, связанными с нулевым риском.
   Инвестор рассматривающий возможности вложения в определенную компанию должен рассматривать общепринятый набор инвестиционных рисков:

   · деловой риск;
   · финансовый риск;
   · риск ликвидности;
   · риск обменного курса;
   · политический риск.

   Деловой риск

   Деловой риск - риск, определяемый спецификой того вида деятельности, в который вовлечена компания.
   Каждая компания подвержена влиянию условий, складывающихся в ее отрасли (на ее рынке), что проявляется в снижении спроса или цены на продукцию, увеличении затрат, действиях конкурентов, принятии органами власти нормативных актов, касающихся социальных и экономических сторон хозяйственной деятельности, чем вызывает неуверенность относительно будущего потока доходов компании и, следовательно, неуверенность инвесторов в получении дохода от инвестиций в эту компанию. В качестве компенсации за риск, вызванный условиями основной деятельности компании, инвестор потребует дополнительную премию, величина которой зависит от условий рынка, на котором эта компания действует.

   Финансовый риск

   Финансовый риск - риск, определяемый спецификой используемых компанией способов финансирования.
   Если, для финансирования инвестиций, помимо выпуска обыкновенных акций, компания привлекает кредит, то она должна будет нести дополнительные постоянные затраты по финансированию (в виде процентов по кредиту). Такой способ финансирования влечет за собой увеличение неопределенности в отношении доходов инвесторов (держателей обыкновенных акций). Это увеличение неопределенности называется финансовым риском, и при его наличии инвестор требует соответствующую компенсацию в виде дополнительной премии. Если инвестиции финансируются исключительно за счет выпуска обыкновенных акций, то финансовый риск равен нулю.

   Риск ликвидности

  Риск ликвидности - риск, определяемый условиями вторичного рынка инвестиций.
   Ликвидностью называется способность быстро продать или купить активы без существенной потери в цене. Когда инвестор приобретает ценные бумаги, то он рассчитывает, что эти ценные бумаги будут погашены в надлежащий срок или их можно будет в любой момент обратить в наличные деньги. Чем труднее могут быть проведены такие операции, тем выше величина риска ликвидности. Увеличение неопределенности в отношении того, насколько быстро инвестиции могут быть проданы, а также опасности понести убытки при их продаже повышает риск ликвидности.
   Инвесторы, неуверенные в возможности легко реализовать приобретаемые инвестиции, потребуют дополнительную премию, чтобы компенсировать этот риск.

   Риск обменного курса

  Риск обменного курса - риск, который несет инвестор, приобретающий ценные бумаги, номинированные в валюте иностранного государства.
   Риск, который несет инвестор, работающий с ценными бумагами по всему миру, гораздо выше чем риск инвестора приобретающего и продающего ценные бумаги внутри одной страны. Американский инвестор покупающий акции российского предприятия, номинированные в рублях, должен оценивать не только неопределенность относительно предполагаемых рублевых доходов, но и неопределенность будущего обменного курса рубля и доллара. Чем более подвержен колебаниям валютный курс, тем выше неопределенность в его будущем значении, а, значит, выше степень риска обменного курса. Повышение степени риска приводит к увеличению премии за риск, требуемой инвестором.

   Политический риск

   Политический риск - риск, вызванный возможностью значительных изменений в политической или экономической сферах страны.
   Страна со стабильной политико-экономической системой имеет небольшую степень политического риска. (Крупные международные инвестиционно-финансовые институты относят Россию и другие государства СНГ к странам с высоким политическим риском.) Инвестор, работающий в стране с нестабильной политико-экономической системой, потребует дополнительную премию за политический риск, увеличивая требуемую ставку дохода. Снижение премии за политический риск и, соответственно, требуемой ставки дохода может быть достигнуто предоставлением инвестору правительственных гарантий.

   4. Доходность инвестиций в различные ценные бумаги

   Доход от инвестиций в облигации

   Эмитент облигаций обычно гарантирует регулярную выплату купона и погашение основной суммы в указанный момент времени.
   Зная величины и моменты выплат нетрудно определить прибыльность инвестиций в облигации. Для этого остается только установить уровень RRR. Тогда инвестиционная облигации составит:

   Пример:

   В 1994 году выпущена облигация номиналом $10,000 с датой погашения в 2009 году. Купон по облигации составляет $500 и выплачивается раз в 6 месяцев (10% годовых). Номинальная безрисковая ставка - 9% годовых. Инвестор требует премию за риск в размере 1% годовых.

   Решение:

   Требуемая ставка доходности составляет 10% (1.09 x 1.01). Приведенная стоимость аннуитета в $1 за 30 периодов (каждые 6 месяцев в течение 15 лет) по ставке 5% (10%/2) равна 15.373. Таким образом, приведенная стоимость купонных выплат составляет: $500 x 15.3725= $7,686
   Приведенная стоимость $1 за 30 периодов по ставке дисконтирования 5% равна 0.2314, следовательно приведенная стоимость основной суммы в размере $10,000, причитающейся к уплате в 2009 году, составляет: $10,000 х 0.2314 = $2,314
   Суммарный доход по данной облигации составит:
   Приведенная стоимость купонных платежей $500 x 15.3725 = $7,686
   Приведенная стоимость основной суммы $10,000 х 0.2314 = $2,314
   Итого: = $10,000
   Допустим, что премия за риск составляет 3%, т.е. RRR составляет 12%. В таком случае:
   Приведенная стоимость купонных платежей $500 x 13.7648 = $6,882
   Приведенная стоимость основной суммы $10,000 х 0.1741 = $1,741
   Итого: = $8,623

   Доход от инвестиций в привилегированные акции.

   Эмитент привилегированных акций устанавливает фиксированную величину дивиденда, который должен выплачиваться инвестору в течение неопределенно долгого периода времени. Так же как и для облигаций, даты выплат известны. Однако дивиденды по привилегированным акциям выплачиваются из средств, оставшихся после погашения процентов держателям облигаций и прочих кредиторов. Таким образом, держатели привилегированных акций несут финансовый риск и, следовательно, включают дополнительную премию за финансовый риск в величину RRR.

   Доход от инвестиций в обыкновенные акции.

   Оценка дохода от инвестиций в обыкновенные акции является наиболее трудным делом, по сравнению с облигациями и привилегированными акциями, поскольку ни величина, ни даты выплаты дивидендов твердо не установлены.
   Выплата дивидендов по обыкновенным акциям возможна только из средств, оставшихся в распоряжении акционерного общества после удовлетворения требований держателей облигаций и привилегированных акций. Премия за дополнительный финансовый риск, который несут держатели обыкновенных акций, увеличивает их RRR.

   5. Выбор ценной бумаги для инвестирования.

   Заключительным этапом инвестиционного анализа является сравнение инвестиционной (расчетной) стоимости (P 0) рассматриваемой ценной бумаги и ее рыночной стоимости (P m).
   В качестве рыночной стоимости выступает цена предложения ценной бумаги (цена вторичного рынка или цена размещения ценной бумаги).
   Основное правило при этом следующее: если инвестиционная стоимость ценной бумаги выше рыночной (P 0 > P m), то инвестиция является доходной, а если инвестиционная стоимость меньше рыночной (P 0 < P m), то такое вложение средств убыточно для инвестора.
   Чистая прибыль (убыток) инвестора от инвестиции равен:

   P r = (P 0 - P m),

   где P r - чистый доход от данной инвестиции, P 0 - инвестиционная стоимость ценной бумаги, P m - рыночная стоимость ценной бумаги.

   Г. Документация, сопровождающая проект.

   Работа по проекту сопровождается ведением документов, которые можно разделить на две группы:

   1. внутренние документы (отчеты по контролю за качеством выполнения работ);
   2. внешние документы (отчеты, предоставляемые инвестору: справки, бизнес-план).

   Бизнес-план и предложения по условиям финансирования (и андеррайтинга) направляется потенциальным инвесторам и служит отправным пунктом для ведения переговоров на предмет заключения сделки.

   Приложение

   Схема прохождения проекта

   1. Открытие заказа.
   2. Общеэкономический анализ. Проводится первый этап анализа инвестиционной среды (см. блок-схему 1.). Может быть сделан один раз для всех проектов и периодически (1-2 раза в год) обновляться.
   3. Отраслевой анализ. Проводится второй этап анализа инвестиционной среды (см. блок-схему 2.). Выводы отраслевого анализа могут использоваться неоднократно (в случае работы с несколькими проектами, относящимися к одной и той же отрасли).
   4. Микроэкономический анализ В случае если Проект предполагается осуществлять на основе уже существующей компании, то анализ ее деятельности следует проводить в соответствии с 3. блок-схемы. Если Проект будет проводиться с созданием нового предприятия, то достаточно составить развернутые справки об участниках.
   5. Анализ структуры проекта. Проводится анализ организационной структуры, структуры собственности и организационно- правовой формы Проекта.
   6. Маркетинговый анализ. Должны быть исследованы потенциальный спрос на продукт или услуги, определены основные потребители, методы продвижения и распределения продукции и факторы, определяющие ее конкурентоспособность. В ходе маркетингового анализа используются данные отраслевого анализа.
   7. Финансовый анализ Проекта. Проводится детальное изучение Проекта с составлением финансовой модели.
   8. Формирование пакета данных для инвестора.

   На основании аналитических данных составляется информационный пакет по Проекту для представления вниманию инвестора.

Copyright © 1999 NORMA-PRESS

 


             
               
Сайт создан в системе uCoz