"Прозрачность" предприятия - это возможность получить достоверные данные, отражающие реальное положение дел на предприятии. "Прозрачность" необходима трем сторонам:
1. Собственнику предприятия, если он не является действующим руководителем предприятия. Только при наличии системы отчетности, обеспечивающей "прозрачность" предприятия, собственник может контролировать работу людей, управляющих предприятием;
2. Руководству предприятия, непосредственно осуществляющему управление предприятием и более всего заинтересованному в получении достоверной информации о том, что на предприятии происходит;
3. Внешним инвесторам или покупателям, оценивающим целесообразность вложения средств именно в этот объект.
Безусловно, весьма заинтересованы в прозрачности каждого предприятия были бы и налоговые органы, но это несколько особая тема.
"Прозрачность" предприятия для собственников
Собственность и собственники неразрывны, как правило, только на малых предприятиях. Кок только между собственником и собственностью возникает разрыв, сразу же встает вопрос: "Как оценить деятельность руководства предприятия?". Оценить положение своего предприятия, которым руководят другие люди, собственник может только при наличии "прозрачной" системы отчетности.
"Прозрачность" можно достичь только посредством формирования, согласования, утверждения и дальнейшего контроля ключевых информативных показателей (индексов, коэффициентов и т.п.) или бизнес-индикаторов, которые регулярно будут предоставляться собственнику руководством предприятия. Таких количественных характеристик не должно быть много, но они должны позволять собственнику сделать вывод о том, насколько эффективно осуществляется управление его предприятием.
Система бизнес-индикаторов создает фактическую основу, на которой отношения между владельцами предприятия и его управляющими будут опираться не на качественные категории плохо - хорошо, нравится - не нравится, а будут иметь объективный базис оценки в числовом выражении.
"Прозрачность" предприятия для руководителей
Задача руководителя предприятия - анализировать текущее положение, прогнозировать его развитие и принимать оптимальные в данной ситуации управленческие решения. Анализ текущей ситуации - это анализ той информации, которой располагает руководитель. Ни один руководитель предприятия не может сам проверить состояние дел в каждом подразделении предприятия, поэтому он вынужден считать, что получаемая им от его подчиненных информация соответствует действительности. В сущности, это значит, что руководитель управляет не предприятием, а его информационной моделью. От степени соответствия этой модели реальной ситуации на предприятии в значительной степени зависит эффективность принимаемых управленческих решений.
На многих российских предприятиях существуют исторически сложившиеся системы отчетности.
Часто сведения, получаемые руководством для контроля и принятия решений, формируются на основе данных бухгалтерского учета, ведение которого требуется от всех предприятий в законодательном порядке. Поскольку бухгалтерский учет служит специфическим целям и не отвечает потребностям руководства предприятия, на многих предприятиях существуют параллельно две системы учета - бухгалтерский и практический. Практический учет часто не связан с бухгалтерским, и служит обеспечению выполнения повседневных рабочих задач сотрудников и руководителей предприятия. Именно эта разорванность двух видов учета является препятствием на пути создания системы интегральных бизнес-индикаторов.
"Прозрачность" предприятия для инвесторов
Когда появляется третья сторона - потенциальный инвестор или покупатель предприятия - наличие объективных показателей для оценки его положения становится критически важным фактором успеха. Прежде, чем вложить средства в предприятие, любой инвестор захочет оценить текущее положение предприятия или его стоимость. Имеющихся в российской бухгалтерской отчетности данных не достаточно, и представлены они не в том виде, который требуется зарубежным инвесторам. Поэтому, даже в том случае, когда предприятие представляет на рассмотрение интересный и подробно проработанный инвестиционный проект, но не может дать цифры, характеризующие положение предприятия в понятом инвестору виде, вероятность отрицательного ответа очень высока.
Система индикаторов бизнеса UNIDO
Существуют различные подходы к тому, как сделать предприятие "прозрачным". Чаще всего, система показателей деятельности предприятия вырабатывается в парах собственник-предприятие или предприятие-инвестор. Налицо необходимость выработки единой системы показателей, отвечающей интересам всех заинтересованных групп. Оценка эффективности управления предприятием или стоимости самого предприятия может базироваться на различных методиках, принятых либо какими-то фирмами в качестве корпоративного стандарта, либо рекомендуемых международными организациями в качестве международных стандартов.
Одной из широко распространенных методик оценки положения предприятия является методика UNIDO, базирующаяся на системе показателей - индикаторов бизнеса. Участие в разработке этой методике помимо UNIDO (Организация по промышленной документации при ООН) принимали Всемирный банк и
Европейский банк реконструкции и развития.
Применение методики оказалось успешным независимо от размеров и вида бизнеса предприятия. Методика базируются на классических принципах метода анализа денежных потоков. Она представляет собой систему бизнес-индикаторов (индексов), отражающих все сферы деятельности предприятия. Рекомендуемые UNIDO бизнес-индикаторы понятны и удобны, поскольку позволяют оценить не только текущее положение предприятия, но и его динамику.
UNIDO рекомендует к применению следующие индикаторы и индексы, способствующие корректной оценке положения предприятия:
1. Индикаторы устойчивости предприятия
a) Индикатор устойчивости предприятия рассчитывается по следующим индексам:
· Индекс продаж с начала года до текущей даты (Year-to-date Index);
· Индекс полученных заказов (Customer Order index);
· Индекс качества производства (Production Quality Index);
· Индекс уровня складских запасов (Storage Level index).
b) Общий индикатор устойчивости предприятия - отношение общего объема продаж к общим затратам на производство плюс стоимость финансирования.
c) Индикатор объема прибыли - разница между общим объемом продаж и себестоимостью.
d) Индикатор продаж одного продукта/услуги.
2. Индикаторы финансовой эффективности (financial efficiency)
a) Индикатор производительности труда.
b) Индикатор продуктивности капитала (capital productivity indicator);
c) Индикатор продуктивности заработной платы (salary productivity indicator);
d) Индикатор использования производственного времени (production time utilization indicator).
e) Индикатор продуктивности использования энергии (energy productivity indicator).
3. Индикаторы маркетинговой и сбытовой деятельности предприятия
a) Индекс продаж с начала года (year-to-day index).
b) Индикатор прогнозируемого объема продаж на конец года (year-end-outlook indicator).
c) Индекс полученных заказов (customer order index).
d) Индекс общей производительности продаж (total sales performance indicator).
4. Общие индикаторы качества
a) Индекс качества производства (production quality index).
b) Индекс качества обслуживания покупателя (customer service index).
c) Индикатор продуктивности обслуживания родукции/услуг (maintenance productivity indicator).
5. Индикаторы финансовой эффективности
a) Индикатор возврата инвестиций (return on investment indicator).
b) Индикатор использования капитала (capital utilisation indicator).
6. Индикаторы конкурентоспособности
a) Индикатор конкурентоспособности (competitive strength indicator).
b) Индикатор изменения добавленной стоимости (added value grade indicator).
c) Индикатор обмена конвертируемой валюты (convertible currency exchange indicator).
7. Индикаторы управления затратами
a) Индикатор производительности полных затрат.
b) Индекс уровня складских запасов (storage level index).
c) Индикатор использования конвертируемой валюты (convertible currency utilisation indicator).
d) Индикатор изменения чистого капитала (refinement grade indicator).
Как сделать предприятие "прозрачным"
Задача сделать предприятие "прозрачным" при своей очевидности является, тем не менее, достаточно сложной. Для ее реализации необходимо выполнение, по крайней мере, трех условий.
Условие 1. Необходимо, чтобы существовала сильная заинтересованность, обладающих высшим уровнем принятия решений, в том, чтобы внедрить на предприятии такую технологию сбора, обработки и представления информации, которая обеспечит "прозрачность". При этом следует четко понимать, что "прозрачность" предприятия вовсе не означает открытости (или доступности) информации для любого желающего. Предприятие будет "прозрачно" только для тех, кто имеет высший уровень доступа к информации. Все остальные сотрудники предприятия должны получать только ту информацию, к которой они имеют доступ в силу производственной необходимости.
Условие 2. Понимание того, что именно необходимо: какая информация нужна для управления предприятием, какая - для внешних потребителей и как эту информацию можно получить.
Условие 3. Наличие на предприятии автоматизированной информационной системы, способной предоставлять необходимые данные.
При наличии заинтересованности в построении "прозрачной" системы отчетности предприятия, необходимо выбрать способ достижения этой цели. Большинство руководителей предприятий и собственников понимает, что в современных условиях предприятие не может быть конкурентоспособным без системы автоматизации, обеспечивающей как потребности непосредственных исполнителей, так и руководителей предприятия в процессе принятия решений. Поэтому, зная, что на рынке предлагается достаточно много систем автоматизации, лица, принимающие решения, могут выбрать простой путь - купить автоматизированную систему, которая дальше все сделает сама.
Система, которая может все
Системы, позволяющие получать всю информацию о предприятии в виде, делающем предприятие "прозрачным", действительно, можно приобрести в готовом виде. Такие системы относят к так называемым "жестким" системам, поскольку, обладая очень большим диапазоном настроек, они, тем не менее, могут обеспечить нормальное функционирование только по той схеме, которая настраивается при внедрении системы на предприятии.
Прикладные возможности системы (то есть возможности решения тех или иных функциональных задач) прямо пропорциональны интеллекту, "заложенному" в систему. Если предприятие идет по пути приобретения готовой системы, это значит, что оно оплачивает не только программный продукт и все услуги, связанные с его внедрением и сопровождением, но и дорогостоящий труд постановщиков задачи - тот самый интеллект.
По некоторым данным, приводимым зарубежными источниками, стоимость разработки автоматизированной системы (таких, как системы, предлагаемые фирмами SAP или Baan систем) может составлять десятки, а иногда и сотни миллионов долларов. Очевидно, что и цена покупки такой системы будет весьма высокой и вряд ли доступной многим российским предприятиям.
Но стоимость системы не является единственным фактором, который следует принимать во внимание при выборе системы.
Интеллект, заложенный в систему когда-то давно, может позволить предприятию успешно работать длительное время. Но не исключена ситуация, при которой изменение каких-то аспектов деятельности предприятия потребует очень больших (и дорогостоящих) доработок системы при участии разработчиков.
Система, которая может все, но не все сразу
Существует альтернатива. Руководство может принять решение добиться прозрачности предприятия своими силами, используя опыт и интеллект сотрудников предприятия. Первым шагом на пути к установлению контроля над информацией является создание системы правил (нормативов) сбора информации о деятельности предприятия - инструкций по подготовке управленческой отчетности. Управленческая отчетность существует на каждом предприятии, но она зачастую не позволяет получить "прозрачную" картину положения на предприятии.
Упорядочение бумажной документации позволяет решить две задачи. Во-первых, повышается четкость работы сотрудников предприятия - на предприятии наводится порядок. Во-вторых, точно определяются информационные потребности и "моделируются" характеристики автоматизированной информационной системы, которая сможет удовлетворить потребности предприятия.
В настоящее время существуют информационные системы (например, системы A-III или Ресурс), позволяющие осуществлять поэтапную автоматизацию отдельных функциональных предприятий с их дальнейшим объединением в едином информационном пространстве. Эти системы относятся к классу адаптируемых систем (или систем-конструкторов) и позволяют реализовать в электронном виде практически любые задачи, которые можно формально описать на бумаге.
Благодаря адаптируемости (настраиваемости) таких систем, они могут обеспечивать получение информации в таком структурированном виде, как это необходимо. В том числе, в виде интегральных показателей деятельности предприятия: в виде бизнес-индикаторов UNIDO, в виде системы корпоративных показателей и т.д.
"Прозрачность" - не цель, а средство, облегчающее достижение цели
Достижение "прозрачности" предприятия не является самоцелью. От того, что предприятие "прозрачно" демонстрирует сотни миллионов убытков, легче не станет. Цель руководителя - построить эффективный бизнес. Но достичь эту цель невозможно без достоверной информации, которая является основой принятия правильных управленческих решений.
Copyright © Консалтинговая группа Альфа
|