Как показывает опыт зарубежного франчайзинга и отдельные примеры российского бизнеса, большинство франшизодателей стараются не ограничиваться передачей товарного знака, а предлагают предпринимателям организовать свой бизнес по определенной модели, отработанной компанией-франчайзором. Это вполне оправданно, и именно такой подход специалисты единодушно считают самым перспективным.
Наиболее завершенное оформление он получил в деловом франчайзинге, при котором франшизополучатель приобретает право открыть собственное предприятие аналогичного профиля под торговым знаком (знаком обслуживания) продавца франшизы и берет на себя обязательства полностью скопировать формат применения делового франчайзинга традиционно являются сфера обслуживания и ресторанный бизнес.
Начало небывалого взлета в развитии делового франчайзинга после II мировой войны обусловлено прежде всего его способность быстро адаптироваться к новым условиям. В послевоенной экономической ситуации он более чем иные формы малого бизнеса помог объединить интересы владельцев капитала, мелких предпринимателей и потребителей. В США преобладающее значение в этот период имели социально-демографические факторы. С ростом народонаселения быстро увеличивалась потребность в товарах и услугах повседневного спроса, И Америка остро ощутила недостатки существующего рынка предложения. Возрастающее количество молодых семей мигрировало из городских районов в пригородные зоны; все большее значение в повседневной жизни людей приобретал автомобиль, а в рамках делового франчайзинга стали активно развиваться центры автосервиса и мелкие станции техобслуживания по замене и ремонту тормозов, коробок передач и пр.
Особую популярность подобные франшизы получили в 1980-е годы, когда на автомобильном рынке резко возросли цены и потребители вынуждены были увеличить срок эксплуатации старых машин и, соответственно, заботу об их содержании. С утверждением в жизни Америки автомобиля появилась и объективная возможность внести изменения в систему проката автомашин. В противовес большим компаниям, ориентированным на состоятельных бизнесменов, вновь образованные мелкие фирмы, отвечая запросам средних американцев, значительно снизили цены и переместили свои станции проката из крупных аэропортов в жилые и коммерческие районы.
Copyright © Агенство развития бизнеса
|