Продажа бизнеса, покупка бизнеса
 
ГЛАВНАЯ  
О КОМПАНИИ  
СТАТЬИ  
НОВОСТИ  
КУПИТЬ БИЗНЕС  
ПРОДАТЬ БИЗНЕС  

 

СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ

   СТАТЬИ
 
Договор коммерческой концессии (Франчайзинг)


   Евгения ЛЕМБЕРГ, ЗАО Гарант-Парк

   Для экспортера, решившего наращивать объем продаж путем расширения своей представительской сети, выход на зарубежные товарные рынки сопряжен не только с большими материальными затратами (маркетинговые исследования и т.п.), но и с существенными отличиями в экономических, политических и социальных условиях каждой отдельной страны.
   Но в мировой практике существует несколько способов эффективной реализации этой цели: договоры об исключительном сбыте, лицензионные соглашения и договоры о франчайзинге. Именно последний институт коммерческой концессии (франчайзинг) нашел свое применение в российском законодательстве и является новым в гражданском праве. Можно выделить четыре основных вида коммерческой концессии: " сбытовой используется производителем товаров для построения единой разветвленной сети и находится под его контролем; "торговый торгующая организация открывает сеть магазинов, которые в имущественном обороте являются вполне самостоятельными; " в сфере обслуживания типичными примерами являются сети фирменных отелей, ресторанов, авторемонтных мастерских; " производственный используется изготовителем для расширения производства своих товаров и продвижения на новые рынки.
   Договор франчайзинга получил широкое распространение в таких отраслях, как общественное питание, гостиничный бизнес и т.п. Именно с помощью этой системы нам стали известны различного рода "рестораны быстрого питания" (McDonald's, Pizza Hut, Baskin Robbins и т.д.). Из российских фирм особо стоит отметить торговую марку "Довгань".
   Договор франчайзинга является возмездным, по которому одна сторона (правообладатель) имеющая, как правило, хорошо известную потребителям деловую репутацию, предоставляет другой (пользователю) комплекс исключительных прав (товарный знак, знак обслуживания и т. д.). При этом наряду с их передачей пользователь получает и необходимую информацию о технологии производства, консультационную и иную помощь.
   Для правообладателя договор франчайзинга наиболее оптимальное средство расширения своего бизнеса, так как позволяет избежать каких-либо затрат, связанных с открытием дочерних предприятий, покупкой недвижимости и т.д. При этом он имеет возможность контролировать качество предоставляемых товаров (услуг) и, кроме того, получает прибыль в виде платы от пользователя. Для последнего существенное преимущество в том, что он выступает в имущественном обороте вполне самостоятельно и в отличие от своих конкурентов снижает риск капиталовложений, так как пользуется уже известной маркой.
   В отличие от лицензионного договор коммерческой концессии несет некоторые негативные последствия для потребителя товаров (услуг), так как происходит "подмена" субъекта, что и вводит последнего в заблуждение. Чтобы защитить права потребителя, законодатель предусмотрел ряд норм в гражданском законодательстве. Во-первых, договор коммерческой концессии подлежит обязательной регистрации (п. 2 ст. 1028 ГК РФ) органом, осуществившим регистрацию правообладателя. Если тот является нерезидентом, то договор регистрирует орган, осуществивший регистрацию пользователя. Стороны договора вправе ссылаться на договор третьим лицам только с момента его регистрации. Во-вторых, на пользователя возложена обязанность (ст. 1032 ГК РФ) по обеспечению соответствия качества производимых товаров (услуг) и аналогичных услуг, выполняемых непосредственно правообладателем. В-третьих, правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества продаваемых пользователем товаров.
   И отвечает солидарно с пользователем по требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров), правообладателю.
   Предметом договора коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ) является комплекс исключительных прав правообладателя, в том числе и на фирменное наименование и (или) коммерческое свое обозначение, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав товарный знак, знак обслуживания и т. д. Поскольку предмет данного договора это и разрешение использовать некоторые объекты исключительных прав (по сути, лицензионные отношения), необходима также его дополнительная регистрация (в части использования объекта соответствующего исключительного права) в патентном или ином аналогичном ведомстве под страхом признания договора недействительным (п. 2 ст. 1028 ГК РФ).
   По договору коммерческой концессии (п. 1 ст. 1031 ГК РФ) правообладатель обязан провести первоначальный инструктаж пользователя и его работников (данное условие является существенным) и, если иное не предусмотрено, оказывать тому постоянное техническое, консультационное содействие (п.2 ст.1031ГК РФ), а также содействие в обучении и повышении квалификации работников. Данный договор может также определять конкретный объем использования полученных пользователем от правообладателя прав и информации (например, по стоимости или количеству произведенных товаров или оказанных услуг, использованию их на одном предприятии или на определенном их количестве и т. п.), причем с указанием или без территории использования применительно к соответствующей сфере предпринимательской деятельности. Такого рода ограничения не противоречат нормам антимонопольного законодательства, преследуя цели монополизации рынка или ограничения доступа определенных потребителей к товарам и услугам. Государственным антимонопольным комитетом разработан порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках в целях его государственной демонополизации, утвержденный приказом ГКАП РФ от 20.12.96 169, согласно которому вычисляются количественные, качественные показатели структуры товарного рынка, а также взаимозаменяемость товаров. При наличии неблагоприятных структурных предпосылок для развития конкуренции на товарных рынках государственным органом изучается стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, анализируется поведение занимающих наибольшую долю на рынке по отношению к своим конкурентам. Кроме того, в целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением коммерческими организациями или ограничения конкуренции федеральным антимонопольным органом осуществляется государственный контроль за созданием, слиянием и присоединением объединений коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
   Существенное условие договора вознаграждение (ст. 1030 ГК РФ), выплачиваемое пользователем правообладателю. Формы его самые разнообразные. Стороны договора выбирают форму, как правило, в зависимости от специфики своей деятельности.
   По условиям концессионного договора допускаются ограничения прав сторон (п. 1 ст. 1033 ГК РФ). Правообладатель может взять на себя обязательство не предоставлять аналогичные комплексы исключительных прав для использования третьим лицам либо самому воздерживаться от аналогичной деятельности на данной территории. Тогда пользователь, по существу, получает монопольные возможности на соответствующем рынке. С его стороны не исключены обязательства об отказе от конкуренции с правообладателем на конкретной территории либо от получения аналогичных прав от конкурентов правообладателя. Это гарантирует правообладателю возможности самостоятельного участия на определенном рынке. Все названные условия не должны нарушать антимонопольных запретов. Иначе ограничительные условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица (п. 1 ст. 1033 ГК РФ). Вместе с этим законодатель определяет ряд условий, ограничивающих права сторон по договору, являющихся ничтожными. К таким условиям относятся: условие о цене (правообладатель не вправе определять цену продажи товара (услуги) пользователем либо устанавливать верхний или нижний предел цен), условие, ограничивающее круг своих потребителей-заказчиков (оказывая услуги лишь определенным их категориям либо лицам, имеющим место нахождения (место жительства) на данной территории).
   Обязанность регистрации самого концессионного договора, по общему правилу, также лежит на правообладателе, если, однако, иное не предусмотрено соглашением сторон (п. 2 ст. 1031 ГК РФ). Еще правообладатель должен контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых пользователем на основании договора. Поскольку это требование тоже установлено в интересах правообладателя, поддерживающего таким образом свою коммерческую репутацию, оно может и отсутствовать в конкретном концессионном договоре и не относится поэтому к числу его существенных условий.
   Однако лицензионный договор об использовании товарного знака (как часть концессионного договора) в соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона РФ от 23.09.92 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" содержит условие о контроле лицензиара (правообладателя) за качеством товаров лицензиата (пользователя).
   К обязанностям пользователя по договору концессии (ст. 1032 ГК РФ) законодатель отнес, во-первых, обязанности использования объектов исключительных прав правообладателя при осуществлении предусмотренной договором деятельности. Во-вторых, неразглашение секретов производства и другой конфиденциальной коммерческой информации, полученной от правообладателя. В-третьих, ряд обязанностей, исполнение которых направлено на обеспечение соответствия результатов деятельности пользователя и правообладателя (по товарам, работам или услугам): соответствие качества названных результатов, соблюдение инструкций и указаний правообладателя, в том числе о технологии их получения и даже оформлении коммерческих помещений, используемых для их реализации, оказание заказчикам дополнительных (сопутствующих) услуг, которые обычно предоставляет правообладатель. В интересах охраны прав потребителей пользователь обязан информировать их об использовании своих соответствующих объектов в силу концессионного договора, с тем чтобы не вводить в заблуждение относительно фактического услугодателя. Все перечисленные обязанности сформулированы императивно и не должны отсутствовать в договоре.
   Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право или даже обязанность пользователя выдавать в течение определенного срока определенное число субконцессий на соответствующей территории (ст. 1029 ГК РФ). Причем договор коммерческой субконцессии не заключается на срок больше самого договора, который является для него основой. С помощью субконцессий первоначальный правообладатель фактически еще больше расширяет свои возможности воздействия на соответствующий рынок, а потому он заинтересован в их выдаче. Этим объясняется возможность замены вторичного правообладателя как стороны в договоре субконцессии (т. е. пользователя по основному концессионному договору) основным в случае досрочного прекращения концессионного договора, заключенного на срок, либо расторжения без указания срока (п. 3 ст. 1029 ГК РФ). За вред, причиненный правообладателю вторичным пользователем (субконцессионером), его должник-пользователь отвечает перед ним по общему правилу лишь субсидиарно (п. 4 ст. 1029 КГ РФ), если иное не предусмотрено концессионным договором (тогда как в обычных субдоговорах первоначальный должник остается полностью ответственным перед кредитором за действия субдолжника третьего лица).
   Недействительность основного концессионного договора влечет недействительность субконцессионных соглашений (п. 2 ст. 1029 ГК РФ). К субконцессионному договору по общему правилу применяются нормы о договоре коммерческой концессии (п. 5 ст. 1029).
   Договор коммерческой концессии может быть изменен сторонами в течение срока его действия по общим правилам гражданского права (гл. 29 ГК РФ). Однако любые изменения подлежат государственной регистрации в том же порядке, что и его заключение (ст. 1036 ГК РФ). Лишь с момента регистрации изменения приобретают силу для третьих лиц, в том числе для заказчиков пользователя.
   Согласно ст. 1035 правообладатель вправе отказать в заключении с пользователем нового договора коммерческой концессии в двух случаях: если докажет, что пользователь ненадлежащим образом исполнял свои обязанности по прекратившемуся договору; и если обязуется в течение трех лет со дня истечения срока договора не предоставлять другим пользователям аналогичные договоры (в том числе и на условиях субконцессии), действие которых распространится на ту же территорию, на которой действовал прекратившийся договор. Если правообладатель нарушил запрет и в течение трех лет решил заключить договор на этой территории, у пользователя есть возможность потребовать возмещения убытков. Причем у него преимущественное право заключения договора, и на условиях не менее благоприятных, чем, те, что действовали ранее.
   Прекращение договора возможно вследствие прекращения принадлежащих правообладателю существенных элементов (фирменное наименование, коммерческое обозначение) предоставленного по договору комплекса исключительных прав. Кроме того, договор прекращается как по общим основаниям прекращения обязательств, так и по специальным основаниям, указанным в гл. 54.
   Одно из таких специальных оснований несостоятельность (банкротство).

Copyright © Научный Парк, 1997-1998

 


             
               
Сайт создан в системе uCoz