Продажа бизнеса, покупка бизнеса
 
ГЛАВНАЯ  
О КОМПАНИИ  
СТАТЬИ  
НОВОСТИ  
КУПИТЬ БИЗНЕС  
ПРОДАТЬ БИЗНЕС  

 

СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ

   СТАТЬИ
 
Юристы о франчайзинге


   В коммерческой деятельности схема франчайзинга обычно используется известными компаниями для продвижения на рынок своих товаров и услуг и создания обширных сетей предприятий, действующих под маркой этой компании, - фирменных магазинов, гостиниц, ресторанов и т. д. Идея франчайзинга (от англ. Franchise-привилегия) состоит в том, что фирма-правообладатель передает фирме-получателю франшизы (пользователю) накопленный опыт, коммерческую информацию и право использовать свои средства индивидуализации (фирменное наименование, товарные знаки). При этом получатель франшизы не является ни дочерним предприятием правообладателя, ни его агентом, однако правообладатель имеет возможность определенным образом контролировать его деятельность. В нашем законодательстве такой договор урегулирован в части второй Гражданского кодекса РФ. Он назван коммерческой концессией.
   Согласно статье 1027 ГК, договор коммерческой концессии должен предусматривать использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме, с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продажа товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ оказанию услуг). Сторонами в таком договоре могут быть только коммерческие организации или граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей.
   Существенным условием договора коммерческой концессии является использование комплекса исключительных прав, в частности на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение и на охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау). Договором может быть предусмотрена передача прав на использование товарных знаков или знаков обслуживания, но это не обязательно.
   Практически все названные объекты относятся к объектам интеллектуальной собственности, однако, правовой режим их охраны и использования различен.
   Право на фирменное наименование коммерческой организации возникает одновременно с созданием (регистрацией) самого юридического лица. Фирменное наименование указывается в его учредительных документах. Передача права на использование фирменного наименования по договору коммерческой концессии не означает смену фирменного наименования предприятия пользователя. Пользователь выступает в коммерческом обороте от своего имени и обязан в документах указывать свое собственное фирменное наименование. Чужое фирменное наименование он использует фактически для привлечения клиентов, способом обусловленным в договоре. При этом он обязан обеспечить использование средств индивидуализации, аналогичное тому, как эти средства используются самим правообладателем. В зависимости от вида деятельности это правило может распространяться на внутреннее и внешнее оформление коммерческих помещений, упаковку товаров, фирменную одежду и т.д. На практике может достигаться такая степень сходства, что франшизированное предприятие невозможно отличить от основного. Однако в силу Закона о защите прав потребителей и статьи 1032 ГК пользователь обязан информировать потребителей наиболее очевидным для них способом о том, что он использует чужие средства индивидуализации по договору коммерческой концессии. В данном случае использование чужого названия и товарных знаков является для потребителей своеобразной "гарантией качества".
   Отчасти с передачей прав на фирменное наименование связано требование ГК к форме договора коммерческой концессии. Договор должен быть составлен в письменной форме и подлежит регистрации в органе, осуществившем государственную регистрацию юридического лица или гражданина предпринимателя, выступающего в качестве правообладателя.
   В комплекс исключительных прав по договору коммерческой концессии входит также ноу-хау, то есть техническая, организационная или коммерческая информация, составляющая секрет производства. Охрана секретов производства осуществляется исключительно самим владельцем, соответственно пользователь, получивший такую информацию по договору коммерческой концессии обязан принимать все меры по ее защите.
   Стороны в договоре коммерческой концессии вправе предусмотреть в нем передачу прав на использование объектов, охраняемых в соответствии с патентным законодательством,-товарных знаков, знаков обслуживания, изобретений и т.д. Любые договоры, предусматривающие уступку или передачу прав (выдачу лицензии) на использование таких объектов, должны быть зарегистрированы патентным ведомством, в противном случае они считаются ничтожными и не порождают никаких правовых последствий.
   Договор коммерческой концессии не следует отождествлять с лицензионным соглашением, предусматривающим, в частности, производство товаров, продажу или иное коммерческое распространение по лицензии. Коммерческая концессия не сводится к выдаче лицензии на использование объекта интеллектуальной собственности, охраняемого патентным законом, но предполагает более тесное сотрудничество сторон. Более того, лицензионное соглашение не дает права использовать чужое фирменное наименование.
   Коммерческая концессия отличается также и от соглашений об исключительной продаже товаров, исключительном сбыте и т.д. (так называемых дистрибьютерских договоров), хотя в обоих случаях обычно оговаривается территория действия, обязанность поставщика/правообладателя не конкурировать с покупателем-пользователем на этой территории лично или через других лиц.
   Однако в соглашениях об исключительном сбыте никакой передачи прав на использование объектов интеллектуальной собственности, тем более на фирменное наименование, не происходит.
   Помимо условия об использовании комплекса исключительных прав, способе и пределах использования в договор в соответствии со статьями 1030-1032 ГК должны быть включены следующие условия.
   Во-первых, это условие о вознаграждении.
   Вознаграждение правообладателю может выплачиваться в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентов от выручки или в иной форме. Условие о вознаграждении является существенным, и без него договор считается незаключенным. Во-вторых, правообладатель обязан передать пользователю всю необходимую информацию и документацию и провести первичный инструктаж. Однако обязанность правообладателя оказывать техническое и консультативное содействие в дальнейшем должна быть согласована в договоре. В обязанности пользователя входит обеспечение качества своих товаров, работ и услуг не ниже того, что имеется у правообладателя.
   Поскольку действия пользователя основаны на опыте и информации правообладателя, право - обладатель несет субсидиарную ответственность по требованиям, предъявляемым к качеству продаваемых пользователем товаров (работ, услуг). Но если пользователь по договору коммерческой концессии осуществляет производство товаров, правообладатель отвечает с ним солидарно, то есть требования по качеству могут быть предъявлены пользователю или непосредственно правообладателю.
   Условия агентских договоров, договоров об исключительном сбыте, коммерческой концессии достаточно часто предусматривают исключительные права одного лица на продажу (или другие действия) на определенной территории и отказ от найма других агентов на этой территории. Такие соглашения иногда называют соглашениями с "исключительными условиями". Имеется в виду не использование исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, а фактически "исключительное представительство" в определенном регионе. В антимонопольном законодательстве такие условия могут рассматриваться, как ограничивающие конкуренцию либо приводящие к разделу рынка.
   Применительно к договору коммерческой концессии ГК устанавливает две группы ограничительных условий. Условие о взаимном отказе от конкуренции (отказ правообладателя от передачи аналогичных комплексов исключительных прав другим лицам и от осуществления самостоятельной деятельности на оговоренной территории, а также отказ пользователя от получения аналогичных комплексов исключительных прав у конкурентов) в принципе может быть закреплено в договоре. Однако такие условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица в случае, если с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон они противоречат антимонопольному законодательству.
   Ни при каких обстоятельствах не допускается включение в договор условий, согласно которым правообладатель имеет право определять цены продажи товаров (работ, услуг) пользователя либо устанавливать их верхний и нижний пределы. Запрещается также включение условий, по которым пользователь вправе продавать товары (работы, услуги) исключительно определенной категории покупателей либо лицам, имеющим местонахождение (местожительство) на определенной в договоре территории. Такие условия признаются ничтожными.
   Подобные запреты приняты в законодательстве многих стран. Применительно к ценам законными обычно признаются "рекомендации по ценам", однако "согласованные цены", даже если они оговорены не в договоре, могут признаваться нарушением законодательства о конкуренции.
   Что касается запрещения торговать за пределами своей территории, этот запрет распространяется на случаи, когда пользователь сознательно ищет покупателей не на своей территории, то есть, дает рекламу или иным образом заявляет о себе. Если же к пользователю обратится покупатель "с чужой территории", он не вправе отказать такому покупателю в обслуживании, и такие действия пользователя не должны признаваться нарушением договора коммерческой концессии.

   Бурятский Центр Правовой Информатизации.

Copyright © 1997, Байкальское Информационное Агентство (БИА)

 


             
               
Сайт создан в системе uCoz