Ермолинский А.
Кто был первым франчайзером ? Мнения различных иссле-дователей в этом вопросе расходятся...
Современный франчайзинг является относительно новым явлением в экономике, хотя его корни уходят в средневековье. До сих пор юридический термин "франшиза" в США и Австралии обозначает передачу кому-либо прав государственной властью, а в Великобритании - передачу прав от имени короля.
В средневековой Англии король предоставлял знати различные права, например, собирать налоги на определенной территории в обмен на требуемые власти услуги. Гражданам давались разрешения (франшиза) продавать товары на рынках, участвовать в ярмарках. И в наши дни в Великобритании еще продолжают действовать древние франшизы, предоставляющие их владельцам права на содержание рынков, проведение ярмарок, содержание паромов и мостов. Таким образом издревле власть делегировала часть своих полномочий в обмен на капитал или требуемые услуги, тем самым закладывая фундамент современного франчайзинга на протяжении веков. Что касается торговой практики, то в Лондонском Сити в XVII веке были учреждены системы торговых гильдий, отдаленно похожих на современные системы франчайзинга. В начале XIX века в той же Великобритании была введена система "связанных домов", сущность которой заключалась в предоставлении властями право на торговлю спиртными напитками только владельцам постоялых дворов по специальной лицензии. Большинство владельцев не имело достаточно средств для приведения постоялых дворов в порядок и оплату лицензии. Эту систему прекрасно использовали пивовары, предоставляя владельцам постоялых дворов заем или сдавая им в аренду имущество, а получая взамен рынок сбыта своего пива и других спиртных напитков.
И все-таки огромный толчок в развитии именно коммерческих систем франчайзинга произошел на другом континенте - в США, где франчайзинг в 50-60-е годы (после Гражданской войны) использовался американской компанией по производству швейных машин "Зингер". Домохозяйки неохотно приобретали новое механическое оборудование, а создание сети собственных продавцов на огромной территории США требовало значительных затрат. Тогда владелец компании стал продавать право на продажу и обслуживание швейных машин компании на определенной территории независимым продавцам. Причем по-следние платили за машину 60$, а продавали ее за 125$. Хотя данная система и перестала действовать до конца века, многие люди благодаря ей стали богаты-ми, а передовые предприниматели уяснили еще один способ повышения конкурентоспособности за счет резкого расширения рынка сбыта. Так в конце того же века, молодая американская компания Дженерал Моторс, не имея достаточного капитала, организовала систему продажи паровых двигателей и автомобилей через систему дилеров (франчайзи). За франчайзи закреплялась определенная территория, гарантировались постоянные поставки продукции и защита от сторонних конкурентов.
Франчайзи же не имел права реализовывать продукцию конкурентов и должен был вложить в дело свои средства, а также поддерживать высокий уровень обслуживания и поддерживать высокую репутацию компании. И в наши дни продажа автомобилей на Западе в основном ведется по системе франчайзинга.
Известные во всем мире франчайзинговые сети компаний-производителей безалкогольных напитков также были организованы в начале XX века и продолжают эффективно работать и по сей день. Это в полной мере относится к компаниям Кока-Кола, Пепси и Севен-Ап.
Сущность систем заключалась в передаче независимой фирме-франчайзи части прав по патенту на концентрат или сироп, вместе с правом на производство напитка и его сбыта в определенном регионе под товарным знаком франчайзера. Франчайзер требовал точного соблюдения технологии производства, подчас обучая персонал франчайзи, а так-же обеспечивал франчайзи маркетинговыми исследованиями, осуществлял кредитование.
Система отлично зарекомендовала себя, т.к. напитки состоят в основном из воды, и развозить их в различные регионы при централизованном производстве, а также осуществлять сбор подчас оригинальной посуды - экономически невыгодно.
Если в начале века франчайзинг использовался производителями для расширения рынков сбыта, то позднее эту систему приняли независимые оптовые и розничные фирмы для сохранения конкурентоспособности с торговыми сетями цепного подчинения других фирм. За 30 лет после продажи первого франчайза сеть розничных магазинов фирмы Вестерн Ауто увеличилась на 4000 магазинов, а фирмы Бен Франклин - на 2400. А уже в 1984 году треть объема продаж во всех магазинах США осуществлялась через франчайзинговые фирмы.
В 30-е годы примеру оптово-розничных фирм последовали нефтяные компании, которые начали использовать франчайзинг для создания сети заправочных автостанций. Если до этого времени нефтяные компании имели только собственные торговые предприятия, то за короткий период основным способом распределения их продукции стали заправочные автостанции, получившие от них лицензию на продажу по системе франчайзинга, что помогло этим компаниям успешно выдержать экономический кризис 30-х годов.
Наиболее быстро франчайзинг развивался в США в 50-60-е годы в юридической обстановке политики невмешательства, соответствующей нынешнему состоянию в законодательстве России. Этому помогло также принятие в США закона о товарном знаке, т.к. приобретая право на использование товарного знака известного производителя франчайзи сразу приобретал его репутацию. Услуги, товары повседневного спроса, закусочные быстрого обслуживания стали основой бизнеса многих фирм, работающих по системе франчайзинга. Например компания Холлидей Инк создала менее чем за 20 лет сеть из 1400 небольших отелей.
И хотя "бум франчайзинга" закончился в США, Австралии, Европе и Японии в 60-х -80-х годах, в основном в связи с жестким государственным регулированием, эта система и поныне широко развита в области реализации бензина, автомобильных товаров, алкогольных и безалкогольных напитков, сельхозоборудования, а также в сфере услуг.
Всем известны сети ресторанов "Мак Дональдс", мотелей "777", магазинов "Бен Франклин". Крупнейшими мировыми экспортерами, осуществляющими в настоящее время торговлю по соглашениям о франчайзинге считаются США, Канада, Япония, Австралия, Франция, Германия и Великобритания.
История франчайзинга в России только недавно начала свой отсчет. Хотя уже при социализме компания Пепси фактически использовала этот способ ведения бизнеса при производстве напитков "Фанта" и "Пепси-Кола".
Практически в системе франчайзинга уже работают на российском рынке такие компании, как Мак Дональдс, Пицца Хат, Баскин Робинс, Рибок и пр.
Первой "ласточкой" российского франчайзинга стала известная компания Дока. Сейчас уже успешно действуют также франчайзинговые сети российских фирм, как "Русское бистро", "Русская трапеза" и "Золотой цыпленок" (быстрое питание); "Синий кристалл" (прачечные); "Хлебное дело"; "Партнер" (детское питание); "1 С" (программные продукты); "Модный трикотаж" (розничная торговля).
Copyright © Ермолинский А.Г.
|