Продажа бизнеса, покупка бизнеса
 
ГЛАВНАЯ  
О КОМПАНИИ  
СТАТЬИ  
НОВОСТИ  
КУПИТЬ БИЗНЕС  
ПРОДАТЬ БИЗНЕС  

 

СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ

   СТАТЬИ
 
Франчайзинг


   Если обратиться с вопросом "Что такое франчайзинг?" к нашим соотечественникам, вряд ли наберется и 10% тех, кто сможет уверенно объяснить суть данного явления. Те, кто незнаком с франчайзингом, несомненно, удивятся, узнав, что в США каждое второе предприятие малого бизнеса в начале следующего столетия будет работать по договору франчайзинга - если, конечно, сбудутся прогнозы американских экономистов.

   Франчайзинг- franchising - (также франчайзинг, франшизинг, льготное предпринимательство, коммерческая концессия):

   а) форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания предоставляет индивидуальному предпринимателю или группе предпринимателей лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой данной компании на ограниченной территории, на срок и условиях, определенных договором; б) процесс создания, поддержания и развития франшизной системы посредством владельцев независимых предприятий.

   Франшиза- franchise - (также фрэнчайз):

   а) право на создание коммерческого предприятия и на торговлю продукцией или предоставление услуг более крупной фирмы на определенных условиях и за определенную компенсацию;

   б) организационная форма малого бизнеса, дающая индивидуальному предпринимателю право на продажу уже зарекомендовавших себя товаров или услуг крупной фирмы, т.е. предприятие, созданное на основе франчайзинга, или франшизное предприятие.
   Франчайзинг - явление объективное, которое сложилось исторически и прочно закрепилось в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. Так что если стремиться перенять у Запада все самое перспективное, можно надеяться, что франчайзинг скоро по достоинству оценят и в России.
   Наше представление о франчайзинге на сегодняшний день складывается в основном благодаря газетным публикациям о первых франшизных предприятиях, которые постепенно начинают появляться и на российском рынке.
   Глядя на отечественных предпринимателей, мы часто задаем себе вопрос, почему у некоторых из них бизнес развивается очень быстро, а у других не трогается с мертвой точки. И конечно, каждому из нас хочется научиться вести дела так, чтобы предприятие процветало и приносило высокий доход. Ключом к успеху может стать франчайзинг. Ведь любая франчайзинговая система строится исключительно на успешном бизнесе.
   Предположим, некий владелец кафе изобрел фирменное блюдо, которое выгодно отличается по вкусовым качествам или дизайну и неизменно привлекает посетителей, - то есть уловил секрет успеха. Однако чтобы расширить дело, необходимо много средств. Если пойти традиционным путем, можно взять кредит в банке или "раскрутить" одно кафе, а на полученную прибыль открыть другое и так далее. Но есть и другой способ: передать секрет своей успешной деятельности и получать в дальнейшем комиссионные. В этом и есть суть франчайзинга.
   Что дает франчайзинг обществу в целом?
   Строгая регламентированность деятельности, контроль со стороны франчайзора, предусмотренные договором франчайза, несомненно, повышают общую культуру ведения бизнеса, его правовую защищенность.
   Франчайзинг дает возможность привлечь в бизнес обширный круг лиц, не решающихся заниматься "вольным" бизнесом без поддержки и обучения. Основу потенциальных франчайзи могут составить начинающие бизнесмены и другие категории лиц, желающие и способные заниматься предпринимательской деятельностью "под руководством".
   Освоение нового опыта, приобретение новых идей, методов, технологий всегда полезно для любого вида деятельности. Российское предпринимательство также дает возможность перенять у иностранных партнеров все положительные элементы малого бизнеса, адаптировать их к российским условиям, что в целом поднимет общую культуру нашего предпринимательства.
   Первая российская франчайзинговая фирма возникла в 1990 году в Тольятти.
   Непосредственно франчайзингом "Дока" занялась с 1993 г., став членом международной франчайзинговой ассоциации.
   Тогда же в 1993 году в Санкт-Петербурге была создана первая франчайзинговая организация -
   Фонд развития науки, техники и франчайзинга.
   В начале 90-х годов ряд российских фирм начали использование франчайзинга в своей деятельности. В Санкт-Петербурге это "Петербургеры", "Русская трапеза", "Золотой Цыпленок" и др. Однако, отсутствие квалифицированных кадров и подробной информации по франчайзингу привели к тому, что у большинства фирм дело дальше эксперементов не пошло.
   Следующий этап развития франчайзинга связан с приходом в Россию крупных франчайзинговых фирм, принятие российского франчайзингового законодательства, а также акцией USAID с участием Sibley по проведению в течение года семинаров по франчайзингу по всей России для руководителей регионов и предпринимателей, что привело в конечном итоге к созданию Российской франчайзинговой ассоциации. В настоящее время, по оценке специалистов, в России действуют более 200 франчайзинговых фирм.
   В Санкт-Петербурге при содействии Фонда ЕВРАЗИЯ по линии USAID действует франчайзинговый учебно-консультационный центр.
   Первыми на рубеже веков производственный франчайзинг стали использовать производители безалкогольных напитков. Отказавшись от расходов на транспортировку готового продукта, они предпочли продавать свои запатентованные сиропы и концентраты или их формулы вместе с правом производства из них фирменных напитков.
   Дополнительным фактором послужило то, что в те годы только начиналась практика разлива напитков в бутылки и скептически настроенные производители опасались вкладывать средства в строительство необходимых производственных площадей, предоставив возможность рискнуть своим франшизополучателям.
   Инициатором в 1899 году стала Coca-Cola, а в начале века ее примеру успешно последовали Pepsi, Dr.Pepper и Royal Crown. Однако новая форма разлива быстро прижилась, а широкое применение получила в основном благодаря использованию картонных упаковок по шесть бутылок, которые популярны за рубежом до сих пор. Copyright ©Агенство развития бизнеса

 


             
               
Сайт создан в системе uCoz