Продажа бизнеса, покупка бизнеса
 
ГЛАВНАЯ  
О КОМПАНИИ  
СТАТЬИ  
НОВОСТИ  
КУПИТЬ БИЗНЕС  
ПРОДАТЬ БИЗНЕС  

 

СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ

   СТАТЬИ
 
Заключение франшизного договора


   Договор (контракт) является основой любых взаимоотношений между франшизером и франчайзи. Особенно важное значение имеет вопрос: "При каких обстоятельствах я могу выйти из договора и сколько это будет мне стоить?"

   Предприниматели должны убедиться в понимании того, что они могут потерять или получить, если примут решение выйти из договора или если франшизер решит аннулировать франшизный договор. Обычно франшизер имеет право аннулировать договор, если франчайзи:

   не получает запланированной прибыли; бросает тень на репутацию других торговых точек плохим обслуживанием клиентов;

   не предоставляет франшизеру требуемых месячных или недельных отчетов о состоянии дел.

   Прочие, хотя менее точно определенные, причины аннулирования договора с франчайзи включают следующее:

   неспособность долго и упорно работать;
   неспособность стабильно сотрудничать с франшизером;
   злоупотребление именем и оборудованием франшизера.

   Обычно франшизные права сохраняют силу в период от одного до пяти лет с возможностью их продления. Исключением является "Макдоналдс", который продает за 400 000 долл. право пользования франшизой в конкретном месте в течение 20 лет. После истечения контракта франчайзи должен внести еще 400 000 долл. для продолжения своей работы на этом же месте. В отличие от примера "Макдоналдса" отдельные франшизные права могут длиться без срока давности, но обычно договор имеет пункт, который дает франшизеру или франчайзи право аннулирования договора с уведомлением за 30-60 дней.
   Однако может возникнуть проблема, если франчайзи примет решение продать предприятие до истечения срока действия договора.
   Подобная продажа не может быть осуществлена без одобрения франшизера. Это кажется очевидным недостатком франчайзинга, что пояснено ниже:
   "Право продать или переуступить франшизу определяет, действительно ли франчайзи является независимым владельцем предприятия или просто филиалом в цепи. Положения договора должны отражать ваши права на создание прибыльного предприятия и на последующую продажу его на открытом рынке.
   Признанная компания сделает все для защиты своих торговых знаков, патентов и уникально разработанных услуг, но ей не следует (и она не должна) лишать вас права продавать или переуступать ваше предприятие".
   Еще одним болезненным моментом является цена, по которой франчайзи могут заставить продать франшизу либо другому предпринимателю, либо обратно франшизеру.
   Франшизер часто вынуждает франчайзи продавать предприятие по цене ниже его стоимости для перспективного покупателя.
   Например, франшиза может стоить на 50 000 долл. больше ее балансовой стоимости для перспективного покупателя. Если франшиза продана, кому полагается прирост в 50 000 долл. - франшизеру или франчайзи?
   Франшизеры могут утверждать, что это их образ принес 50 000 долл. Франчайзи могут считать, что их тяжелая работа создала весь прирост. Чтобы избежать подобных проблем, предприниматели должны обеспечить себе право продажи франшизы по максимально возможной цене и получения всей продажной цены.

Copyright © 1997-99 Агентство развития бизнеса.

 


             
               
Сайт создан в системе uCoz