Все многообразие форм франчайзинговых взаимоотношений можно разделить на несколько основных типов...
Франчайзинг в широком смысле слова относится к сделкам с передачей прав использования интеллектуальной собственности: патентов на изобретения и промышленные образцы, свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания, ноу-хау (секреты производства), фирменные наименования.
Контрагентами таких сделок являются правообладатель или франчайзер, с одной стороны, и правополучатель или франчайзи, с другой стороны. Все франчайзинговые сделки между ними могут быть условно разделены на четыре типа, в зависимости от состава участников договора франчайза:
1. Предприятия производители - предприятия оптовой торговли
(последние также могут заниматься производством).
2. Производители - предприятия розничной торговли.
3. Оптовики - розничные торговцы.
4. Розничные торговцы между собой.
По объекту франчайзинговые сделки разделяются на три основных вида:
1. Товарный франчайзинг (селективное распределение).
Вместо того, чтобы продавать товары оптовым и розничным торговым компаниям, франчайзер продает ее в основном франчайзи, которые продают главным образом товары франчайзера и не продают аналогичную продукцию конкурентов. Товарный франчайзинг повсеместно используется для сбыта бензина, автомобильных товаров, сельскохозяйственного оборудования.
2. Производственный франчайзинг.
Классический представитель - компания "Дока-Пицца", поставляющая франчайзи оборудование, рецептуру и право пользования товарным знаком и общим рекламным фондом при производстве и сбыте продукции. Обязательным условием является обязательный контроль качества со стороны франчайзи.
3. Деловой франчайзинг (франчайзинг в бизнесе).
Франчайзер выдает лицензию на право пользования товарным знаком или знаком обслуживания, способом ведения торговли товарами или услугами и соответствующем обеспечением (обычно в форме ноу-хау). В основном применяется для открытия магазинов и киосков для продажи набора продуктов и оказания услуг под фирменным наименованием франчайзера. Первый пример в нашей стране - ресторан Мак Дональдс в Москве.
Взаимоотношения при франчайзинговых сделках исторически также подразделяются на две категории: индивидуальный и районный (региональный) франчайзинг. Наиболее распространенным является индивидуальный франчайзинг, т.е. приобретение права на занятие каким-то определенным типом бизнеса.
Районный франчайзинг, т.е. предоставление права на занятие на определенной территории может развиваться в соответствии со следующими основными обязательствами, предусмотренными для франчайзи в контракте:
- предварительное согласование с франчайзером числа и графика ввода предприятий в районе;
- предоставление франчайзи полной свободы развития бизнеса в районе путем предоставления права выдавать субфранчайзы (права или часть прав от имени франчайзера) другим лицам;
- трехсторонние взаимоотношения, которые предполагают заключение контракта между франчайзером и субфранчайзи, а районный франчайзи берет на себя какую-либо обязанность франчайзера, например, обучение персонала субфранчайзи.
Copyright © Ермолинский А. Г.
|