Продажа бизнеса, покупка бизнеса
 
ГЛАВНАЯ  
О КОМПАНИИ  
СТАТЬИ  
НОВОСТИ  
КУПИТЬ БИЗНЕС  
ПРОДАТЬ БИЗНЕС  

 

СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ

   СТАТЬИ
 
Краткая анатомия франчайзинга


   Все многообразие форм франчайзинговых взаимоотношений можно разделить на несколько основных типов...

   Франчайзинг в широком смысле слова относится к сделкам с передачей прав использования интеллектуальной собственности: патентов на изобретения и промышленные образцы, свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания, ноу-хау (секреты производства), фирменные наименования.
   Контрагентами таких сделок являются правообладатель или франчайзер, с одной стороны, и правополучатель или франчайзи, с другой стороны. Все франчайзинговые сделки между ними могут быть условно разделены на четыре типа, в зависимости от состава участников договора франчайза:

   1. Предприятия производители - предприятия оптовой торговли (последние также могут заниматься производством).

   2. Производители - предприятия розничной торговли.

   3. Оптовики - розничные торговцы.

   4. Розничные торговцы между собой.

   По объекту франчайзинговые сделки разделяются на три основных вида:

   1. Товарный франчайзинг (селективное распределение).
   Вместо того, чтобы продавать товары оптовым и розничным торговым компаниям, франчайзер продает ее в основном франчайзи, которые продают главным образом товары франчайзера и не продают аналогичную продукцию конкурентов. Товарный франчайзинг повсеместно используется для сбыта бензина, автомобильных товаров, сельскохозяйственного оборудования.

   2. Производственный франчайзинг.
   Классический представитель - компания "Дока-Пицца", поставляющая франчайзи оборудование, рецептуру и право пользования товарным знаком и общим рекламным фондом при производстве и сбыте продукции. Обязательным условием является обязательный контроль качества со стороны франчайзи.

   3. Деловой франчайзинг (франчайзинг в бизнесе).
   Франчайзер выдает лицензию на право пользования товарным знаком или знаком обслуживания, способом ведения торговли товарами или услугами и соответствующем обеспечением (обычно в форме ноу-хау). В основном применяется для открытия магазинов и киосков для продажи набора продуктов и оказания услуг под фирменным наименованием франчайзера. Первый пример в нашей стране - ресторан Мак Дональдс в Москве.
   Взаимоотношения при франчайзинговых сделках исторически также подразделяются на две категории: индивидуальный и районный (региональный) франчайзинг. Наиболее распространенным является индивидуальный франчайзинг, т.е. приобретение права на занятие каким-то определенным типом бизнеса.
   Районный франчайзинг, т.е. предоставление права на занятие на определенной территории может развиваться в соответствии со следующими основными обязательствами, предусмотренными для франчайзи в контракте:

   - предварительное согласование с франчайзером числа и графика ввода предприятий в районе;

   - предоставление франчайзи полной свободы развития бизнеса в районе путем предоставления права выдавать субфранчайзы (права или часть прав от имени франчайзера) другим лицам;

   - трехсторонние взаимоотношения, которые предполагают заключение контракта между франчайзером и субфранчайзи, а районный франчайзи берет на себя какую-либо обязанность франчайзера, например, обучение персонала субфранчайзи.

Copyright © Ермолинский А. Г.

 


             
               
Сайт создан в системе uCoz