Из неофициальных источников
Октябрь, 1996 г.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
"О РАЗВИТИИ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Франчайзинг - это метод производства и продажи товаров и услуг, характерными чертами которого являются:
1. Право собственности одной организации (франчайзера) на торговую марку, фирменную услугу, идею, технологический процесс, патент или специализированное оборудование, а также репутацию, деловые связи и ноу-хау, ассоциируемые со всем этим.
2. Продажа франчайзером другому лицу/предприятию (франчайзи) лицензии (франшизы), разрешающей использовать ее торговую марку, фирменную услугу, идею, процесс, патент или оборудование, а также имидж и ноу-хау, ассоциируемые со всем этим.
3. Включение в договор о продаже лицензии (франшизы) права франчайзера на регулирование и контроль
4. Оплата франчайзи различных форм компенсации в обмен на приобретенные права, а также за другие услуги, предоставляемые франчайзером.
Крайне важным является установление отношений постоянного характера между франчайзером и франчайзи, что обеспечивает последнему полную поддержку по самому широкому кругу вопросов, требующих квалифицированного решения.
Приобретая разработки франчайзера, предприниматель сокращает высокий риск, связанный с открытием нового бизнеса. По данным Администрации малого бизнеса США за пятилетний период по тем или иным причинам заканчивают свое существование более 65% малых предприятий, ведущих самостоятельный бизнес, и только примерно 14% предприятий, работающих в системе франчайзинга.
Это связано с существованием ряда преимуществ, которые получает франчайзи:
1. Отсутствие у предпринимателя основных и специализированных знаний преодолевается благодаря программе обучения, проводимой франчайзером. К тому же франчайзи приобретает навыки работы по стандартам высокого качества.
2. Франчайзи, являясь владельцем собственного предприятия, в то же время имеет возможность пользоваться услугами и получать постоянную поддержку головной организации.
3. Использование имени и репутации, уже получивших признание у потребителя.
4. На создание предприятия в системе франчайзинга потребуется меньше средств по сравнению с открытием аналогичного самостоятельного бизнеса, так как франчайзер, используя накопленный опыт, устраняет ненужные затраты. Кроме того, франчайзер может оказать содействие в доступе к кредитным ресурсам.
5. Возможность за умеренную плату использовать результаты широкомасштабных рекламных мероприятий, проводимых франчайзером.
6. Доступ к возможностям франчайзера и всей его сети в области закупок, снабжения, ведения переговоров.
7. Возможность пользоваться результатами научных разработок и маркетинговых исследований франчайзера, его программами развития, направленными на совершенствование и повышение конкурентоспособности бизнеса.
Франчайзер, в свою очередь, кроме получения финансовой прибыли в виде франчайзинговых платежей, получает при создании системы франчайзинга целый ряд дополнительных выгод:
быстрое расширение рынков сбыта;
небольшие затраты на персонал;
низкий уровень собственных капиталовложений;
возможность разработки систем регионального и областного масштаба ускоренными темпами;
расширение признания торговой марки фирмы и признания со стороны клиентуры, рост доверия к качеству и единому ассортименту продукции данной фирмы.
Отсюда видно, что франчайзинг представляет собой взаимовыгодную форму кооперации предприятий, как правило, крупных с малыми.
С понятием франчайзинга связаны такие известные торговые марки, как "Зингер", "Форд", "Мак Дональдс".
Благодаря этому, франчайзинг получил широкое признание во многих странах мира, особенно в США; кроме того, США являются крупнейшим экспортером систем франчайзинга. Системы франчайзинга в США начали развиваться только в 50-е годы, но весьма быстрыми темпами. По данным, приводимым в зарубежной литературе со ссылкой на доклад Министерства торговли США "Франчайзинг в экономике", в 1988 г. объем реализации товаров и услуг в рамках системы франчайзинга, используемой в более чем 509 000 предприятий, достиг 640 млрд.долларов, что на 7% выше, чем годом раньше, и на 91% выше уровня продаж в начале 80-х годов.
В ряде стран существуют специальные нормативные акты, регулирующие отношения франчайзинга. Например, в 1979 году Федеральной комиссией по торговле США был принят документ под названием "Общие правила франчайзинга" (Правила N 436), который действует по сей день. Наряду с федеральным регулированием разрабатываются нормативные акты на уровне отдельных штатов. Важную роль в развитии франчайзинга играют национальные и международные ассоциации франчайзинга, например, Ассоциация франчайзеров США, Британская ассоциация франчайзинга, Международная ассоциация франчайзинга и др.
Франчайзинг в России в настоящее время начинает внедряться.
Благодаря своим особенностям, развитие франчайзинга в России предоставит возможность смягчить некоторые характерные проблемы, стоящие перед российскими предпринимателями, особенно начинающими:
обучение менеджменту и современным методам ведения бизнеса, оказание необходимых консультационных услуг, составление грамотного бизнес-плана;
овладение современными технологиями и их применение в своем бизнесе;
проблемы финансирования;
проведение маркетинговых исследований.
Практически в системе франчайзинга уже работают на российском рынке такие компании, как Пицца Хат, Баскин Робинс, Дока Пицца, Рибок и пр. Наряду с уже работающими международными франчайзинговыми системами свое место могут занять российские фирмы, например:
"Русское бистро" - быстрое питание;
"Золотой цыпленок" - быстрое питание;
"Дока-пицца" - быстрое питание;
"Русская трапеза" - быстрое питание;
"Синий кристалл" - прачечные;
"Хлебное дело" - хлебопечение;
"Партнер" - детское питание;
"1 С" - программные продукты по бухгалтерии;
"Модный трикотаж" - розничная торговля.
Перспективным представляется развитие и создание франчайзинговых систем в таких сферах деятельности, как:
Предприятия питания.
Строительство.
Услуги по развитию предпринимательской деятельности.
Услуги по трудоустройству.
Бытовое обслуживание населения, в том числе с помощью передвижных торговых и сервисных точек, что особенно важно в удаленных сельских районах.
Упаковка (продовольствие и напитки).
Заправка и обслуживание автомобилей.
Гостиницы и мотели.
Бухгалтерский учет.
Другие.
В то же время, для развития франчайзинга в России существует ряд препятствий:
- нечеткая нормативно-законодательная база в отношении франчайзинга, наличие правовых барьеров;
- проблемы финансово-кредитного характера;
- отсутствие необходимого информационного обеспечения;
- недостаточная осведомленность предпринимателей (действующих и потенциальных) о возможностях и особенностях такого способа ведения бизнеса, как франчайзинг. Отсутствие знаний, в первую очередь правовых, необходимых для ведения бизнеса, как в качестве франчайзера, так и в качестве франчайзи;
- отсутствие соответствующих консультационных структур.
На решение этих проблем ориентирован проект Постановления Правительства Российской Федерации "О развитии франчайзинга в Российской Федерации".
Решение этих вопросов требует объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций и даст возможность реализовать в России преимущества, предоставляемые франчайзингом.
Copyright © Ермолинский А. Г.
|