Продажа бизнеса, покупка бизнеса
 
ГЛАВНАЯ  
О КОМПАНИИ  
СТАТЬИ  
НОВОСТИ  
КУПИТЬ БИЗНЕС  
ПРОДАТЬ БИЗНЕС  

 

СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ

   СТАТЬИ
 
Саперы и стратеги ошибаются только один раз.


   Кузнецов А.И., Суров С.Б.

   Для тех и для других важнейшим является фактор неопределенности. Поэтому стратеги должны уметь считать в условиях неопределенности.
   Управленческое решение может как улучшить состояние предприятия и его экономического окружения, так и ухудшить (ошибочное решение). Если для текущих решений просчеты хоть и нежелательны, но допустимы - ситуацию можно легко исправить, а потери предприятия невелики, то для решений стратегического уровня подобные просчеты могут носить фатальный характер. В этой области директора предприятия можно сравнить с сапером - и тот и другой ошибаются один раз.
   Чтобы принять правильное, взвешенное решение директору предприятия требуется сопоставить ценность результата с ценностью затрат на его достижения или, в терминах экономистов, дополнительные выгоды и дополнительные издержки. Для ситуаций, связанных со стратегической деятельностью предприятия, такое исследование, сведенное в единый документ, позволяющий руководителю сократить до минимума риск ошибки и принять взвешенное, обоснованное решение носит название бизнес-план.
   Многие руководители, с которыми нам довелось работать, убеждали нас, что Бизнес-план и ТЭО (технико-экономическое обоснование) - "близнецы-братья". Оба документа посвящены исследованию проблемы и путей ее решения и служат для облегчения принятия решения ответственного лица. Однако отличие есть. Оно состоит в широте взгляда на проблему, точки зрения на нее и глубине проработки вопроса. Бизнес-план охватывает все аспекты вопроса, детально анализируются возможные решения и обосновывается выбор наилучшего, что дополняется соответствующими планами и бюджетами, с учетом неопределенностей и принятых допущений (т.е. анализом риска).
   Другое распространенное заблуждение - то что существует "раз и навсегда" утвержденная структура бизнес-плана, подходящая на все случаи жизни. Подобные ошибки и заблуждения (которые можно продолжать перечислять десятками) приводят к соответствующим серьезным ошибкам как в управлении предприятием (когда на основе неправильного анализа принимается неверное решение), так и провалам в привлечении инвестора, вытекающим из неправильно написанного и представленного бизнес-плана и отсутствия системы бизнес-планирования на предприятии как таковой.
   Основным доводом в пользу бизнес-планирования является то, что предельные издержки, связанные с его постановкой и проведением существенно ниже тех возможных потерь, которые возникнут в случае неверного стратегического решения, т.е. эффективность для предприятия бизнес-планирования очень высока. IDEF анализ бизнес-планирования.

   Современные технологии структуризации бизнес-процессов применимы и к анализу бизнес-планов.
   О семействе IDEF-методологий уже рассказывалось в ноябрьских выпусках "Делового экспресса" за 1996 год (№№40, 42). Рассмотрим функциональную модель управления предприятием с точки зрения высшего руководства (см. IDEF диаграммы - рис. 1-3) составленную консультантами Учебного и делового центра "Postgraduate-RAA".
   На первом уровне блок управления предприятием можно рассматривать в виде "черного ящика" (контекстной диаграммы - одного-единственного блока), на вход которого поступают сигналы (входной поток), на основании которых требуется принять решение (выходной поток) - см. диаграмму №1 (Рис.1). В качестве таких сигналов выступает информация о рынке (рыночная информация), информация нормативного характера (прежде всего различные законодательные акты, например, в области налогообложения, защиты окружающей среды, обеспечения качества, различных стандартов и т.д.), информация о действиях и философии внешних организаций ("идеология внешних организаций"), информация об открытиях и изменениях в области науки, технологии и т.п. - прямо или косвенно затрагивающая предприятие, а также внутренняя информация, поступающая с самого предприятия.
   Далее можно детализировать (произвести декомпозицию) исходной схемы, разделив управление предприятием на два уровня - уровень стратегического управления и уровень оперативного управления.
   Взаимодействия между ними осуществляется посредством соответствующих бюджетов/планов и информации о их выполнении, а также с использованием других учетных документов.
   В первую очередь нас будет интересовать уровень стратегического управления. Вот четыре основные функции стратегического управления. Это, прежде всего, стратегическое руководство предприятием, в задачи которого входит определение миссии, установление целей, разработка стратегий/планов (с учетом идеологий внешних организаций), принятие окончательных решений по всем стратегическим вопросам, а также анализ информации о выполнении планов. В этом оно опирается на функции, реализованные в блоках "маркетинг и прогнозирование" (анализ соответствующей рыночной информации с учетом состояния предприятия, составление прогнозов и разработка стратегии маркетинга); "стратегическое производственно-финансовое управление" (анализ производственно-финансовой деятельности предприятия, формирование соответствующих бюджетов, выполнение планов); и "бизнес-планирование", в котором вся информация сводится в единый документ (бизнес-план), осуществляется комплексный анализ и оценка проектов (если требуется - выбор наилучшего), а также разрабатывается основа для работ по привлечению финансирования (ресурсному обеспечению) проекта.
   Функция бизнес-планирования является одной из важнейших среди составляющих стратегического управления - здесь располагается та точка, откуда действительно можно комплексно взглянуть на разрозненные аспекты деятельности предприятия.
   В этом контексте, основной функцией бизнес-планирования является подготовка информации для принятия обоснованного управленческого решения и определение пути (плана) его осуществления.
   В той или иной мере функции бизнес-планирования присутствуют на любом предприятии. Однако, пришло время перехода к целенаправленному внедрению этой функции в систему управления.
   В качестве основных методов бизнес-планирование использует инструменты финансового анализа, проектного управления, маркетинга, базируясь на основных подходах экономической теории. Базовыми принципами экономической теории являются:

   · учет фактора стоимости денег во времени;
   · принцип исключения из рассмотрения необратимых затрат (sunk-cost);
   · принцип сопоставления дополнительных затрат и выгод (затраты связанны с действиями/решениями, являются альтернативными (упущенными) возможностями и представляют собой будущее следствие возможного решения);
   · принцип альтернативной стоимости (издержки, связанные с тем или иным решением, являются ценностью альтернативных возможностей, которые были упущены).

   Все эти принципы учитываются в предлагаемой последовательности этапов работ по какой-либо проблеме в рамках концепции регуляризации бизнес-планирования на предприятии (процессинг бизнес-планирования):

   1. Выявление проблемы: установление, что на предприятии "что-то не так" и определение причин этого.
   2. Если проблема относится к области стратегических решений - постановка задачи об исследовании проблемы и определения возможных путей ее решения.
   3. Установление цели анализа и точки зрения на проблему и пути ее решения.
   4. Предварительный анализ проблемы - ее особенности, возможные пути решения, требуемые сроки и точность анализа, выявление требований к информации, а также предварительный выбор методов анализа.
   5. После сбора информации - анализ ее качества, полноты и достоверности. Выявление качественной и количественной информации.
   6. Проведение анализа, с учетом допущений и ограничений, налагаемых на используемые методы.
   7. Анализ вариантов решения. Выбор наилучшего.
   8. Составление бизнес-плана (в том числе проведение полного, детального анализа).
   9. Работа с бизнес-планом (включение его в контур управления).

   Каждый из вышеуказанных этапов можно детализировать.
   Существует еще одно распространенное заблуждение о том, что можно составить один единственный "очень хороший" бизнес-план "на все случаи жизни". Потом его можно представлять где угодно и кому угодно - и для получения коммерческого кредита, и для привлечения инвестиций - проект-то один. Существует и такое мнение (не менее ошибочное) о том, что бизнес-план становится совершенно ненужным после старта проекта. С бизнес-планом необходимо постоянно работать. Создать "окончательный", готовый бизнес-план невозможно - постоянно меняется рыночная ситуация, конкуренты начинают реагировать на Ваши действия, да и процессы внутри самого предприятия не стоят на месте.
   Бизнес-план необходимо постоянно корректировать в соответствии с задачами, стоящими перед ним, а также использовать его как основной инструмент при оперативном управлении реализацией проекта.

   Полезные примеры.

   Полезные примеры полезны тогда когда полезны.

   Теперь рассмотрим два примера характерных целей составления бизнес-плана: для "внутреннего использования" (анализ и планирование какой-либо деятельности) и для "внешнего использования" (привлечение заемных средств). Разные цели обуславливают и отличия акцентов в анализе и глубины проработки отдельных вопросов. Ряд важных моментов, требующих особенно тщательной проработки в этих двух случаях представлены в таблице.



   Как видно, часть вопросов имеет схожий характер, но есть и существенные отличия.
   Таким образом, можно сделать первый вывод - для применения тех или иных методов анализа нужно правильно выбрать точку зрения.
   Разобравшись с причинами возникновения проблемы и определив, что же мы хотим получить в конечном счете от бизнес-планирования, можно задуматься и о инструментах и путях достижения поставленных целей. Методы анализа, основные шаги, инструменты и интерпретация результатов требуют отдельного глубокого обсуждения
   Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что вопрос постановки регулярного бизнес-планирования весьма важен для успешного функционирования любого предприятия. Помимо предоставления высшему руководству столь необходимой единой точки обзора для взгляда на весь бизнес, бизнес-планирование позволяет повысить качество и обоснованность принимаемых решений. Для сильно диверсифицированной фирмы (группы) постановка регулярного бизнес-планирования является незаменимым инструментом при разработке корпоративной стратегии.
   Ну и, конечно же, использование бизнес-планов позволяет решать такие важные проблемы как оценка бизнеса, анализ рисков, привлечение внешнего финансирования. Освоение методик бизнес-планирования позволит перейти из разряда косноязычных, общающихся языком жестов, в разряд полноценных собеседников, говорящих на понятном языке экономики со своими партнерами, инвесторами и другими участниками рынка.

Бизнес-планирование для внутреннего использования. Бизнес-планирование для внешнего использования.
Соответствие проекта целям фирмы.Перспективность проекта.
Осуществимость(техническая, рыночная и т.д.)Способность предприятия осуществить проект.
Привлекательность данного проекта по сравнению с другими. Преимущества данного проекта по сравнению с другими предложениями.
Характеристики проекта(сроки, параметры и т.д.)Техническая и прочая осуществимость.
Объем финансирования. Требуемый объем средств инвестора.
Доход. Доходность, рентабельность, срок окупаемости вложенных средств инвестора.
Срок окупаемости. Инвестиционные и проектные риски.
Уровень риска по проекту. Графики осуществления и финансирования проекта.
Возможные/желательные источники финансирования. Гарантии возврата средств и/или контроля.
Условия привлечения средств.Открытость и репутация предприятия.
Планы-графики осуществления проекта и финансирования. Перспективы предприятия(на основе стоимости бизнеса и прогнозов).
Исходные данные, допущения и их корректность.

 


             
               
Сайт создан в системе uCoz