Передел московского фармацевтического рынка начался с льготников
Павел Коробов, Наталья Хорошавина
В большинстве российских регионов бесплатные рецепты уже давно стали мифом из-за неспособности местных бюджетов финансировать льготный и бесплатный отпуск лекарств. До двух миллионов московских льготников эта беда еще не докатилась. Система льготного отпуска в Москве вряд ли прикажет долго жить, однако некоторые новации в этой сфере дают понять, что городу уже хочется экономить на льготниках.
С 1 апреля сокращен "Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой в г. Москве". Теперь он состоит только из 295 наименований, половина - российские препараты. Столь массового секвестрирования этого перечня в Москве еще не проводилось, хотя препараты, которые дорого обходятся бюджету, и раньше изымались из льготного списка. Это только в теории место препарата в этом перечне обосновывается его эффективностью и необходимостью для пациентов, на деле же верх берут соображения экономии. Впрочем, как заявила "Эксперту" заместитель председателя управления фармации комитета здравоохранения Москвы Л. П. Орлова, даже с таким набором медикаментов здравоохранение способно оказывать хорошую медицинскую помощь.
Другое новшество - с 1 апреля этого года "отоварить" льготные и бесплатные рецепты можно только в аптечном пункте при лечебно-профилактическом учреждении.
Затея-то в принципе довольно гуманная - пациенты приходят в свою поликлинику, им назначают лекарства, они их получают в этом же здании. Однако если в аптечном пункте не нашлось нужного препарата, пациенту ничего не остается, как ждать день-два, а то и несколько недель. А ждать пациент не всегда может. Раньше проблему можно было бы решить, обратившись в другую аптеку.
Представители лечащего звена к новой организации льготного отпуска лекарств относятся неоднозначно. Главный врач московской поликлиники №37 Лариса Соболева: "Хорошо, что эта система теперь максимально приближена к пациенту. Но, с другой стороны, наши врачи вынуждены выполнять не свою функцию -- нам приходится задумываться, на какую сумму можно выписать препаратов". Если в среднем на лечение одного пациента московская поликлиника может потратить 80-120 рублей ежемесячно, то необходимость считать каждую таблетку вполне объяснима.
Медикаментов при таком раскладе катастрофически не хватает, и недостающее льготники вынуждены докупать на свои деньги.
Льготники влияют на рынок
Даже при дефицитном финансировании льготный отпуск лекарств остается стержнем московского фармацевтического рынка. Люди с бесплатными рецептами - это не только гарантированный сбыт для производителей и дистрибуторов. Льготная система фиксирует сложившиеся пристрастия среднестатистического врача к тому или иному препарату, а самый простой способ закрепить лекарство в памяти врача - поместить его в льготный список. До недавнего времени на участии в льготном обеспечении базировались маркетинговые программы многих зарубежных фармкомпаний. Под льготное обеспечение была устроена и розничная торговля - испытывающим нехватку оборотных средств муниципальным аптекам льготный отпуск помогал держаться на плаву, поскольку в этих поставках средством платежа были не деньги, а рецепты.
Новая организация льготного отпуска лекарств означает коренной передел московского фармрынка хотя бы потому, что поставки медикаментов в различные округа города уже поделены между оптовиками. После того как эти компании отработают льготный отпуск до автоматизма, власти могут позволить и дальнейшую экспансию на вверенную территорию. К тому времени муниципальные аптеки будут представлять совсем жалкое зрелище, что может подвигнуть московское правительство на долгожданную приватизацию аптек и сдачу их на милость оптовиков-победителей.
Общий недостаток ресурсов для здравоохранения будет и дальше влиять на льготный список в сторону его удешевления и сокращения. Надеяться на место в этом списке смогут только производители дженериков (препаратов, срок патента на которые уже истек, и их могут производить все).
Производителей оригинальных препаратов ждет новая битва за врача и пациента, которых можно будет завоевать лишь разумным соотношением стоимости и эффективности. В этом смысле позиция зарубежных компаний, не сокративших из-за кризиса образовательных и представительских проектов, более выигрышна.
Такой стратегии следует фармацевтическая группа "Сервье", которая намерена сохранить все, что было наработано в России за предыдущие годы. По словам генерального директора российского представительства "Сервье" Дидье Мошона, "российский кризис не первый в предпринимательском опыте компании 'Сервье'. Переживая кризисы в Азии и Латинской Америке, наша компания никогда не прибегала к сокращению своего персонала в этих регионах по экономическим причинам.
Поэтому для нас нынешняя ситуация в России - временные трудности, мы продолжаем здесь работать и сохраняем свою сеть медицинских представителей на докризисном уровне".
Партнерские отношения, сохранение которых ставит во главу угла г-н Мошон, уже доказали свою экономическую эффективность. Взять, к примеру, актуальную для рынка проблему долгов российских дистрибуторов зарубежным производителям. После 17 августа общий объем долгов дистрибуторской сети иностранным производителям достигал 900 млн долларов (это примерно 25% емкости отечественного фармацевтического рынка). Из-за обвала рубля дистрибуторы не смогли расплатиться за продукцию, поставленную в рамках товарных кредитов. Группа "Сервье" уже к декабрю прошлого года собрала 75% своих долгов.
Заметим, что в среднем по фармацевтическим компаниям этот показатель составлял около 35%. В "Сервье" успешное решение долговой проблемы объясняют не только качеством работы с дистрибьютерской сетью, но и устойчивыми отношениями с врачами, что обеспечивает спрос на препараты компании.
Copyright © журнал Эксперт
|