Сейчас можно говорить о PR, а еще несколько лет назад никто толком не знал, что это такое. В Россию PR как понятие вошел вместе с демократией. То есть сначала "вошел", а потом уже понятие. Сначала политический - раньше то же самое называлось пропагандой.
Советская пропаганда, а эффект убойный.
Тогда на выборы шли как на праздник, а выбирали одного депутата из одного кандидата. Но факт выборов присутствовал, этого не отнять. Избирательные участки в школах - это до сих пор осталось. Кандидатов стало больше, а участки там же. Кандидаты, конечно, не те. Те уже все перемерли - старые очень были. Сейчас средний возраст кандидата - 40-50. Молодеет страна или в детство впадает...
Как же раньше связывались с общественностью?
Очень даже просто - никак. Общественность сама с кем хочешь связывалась. То друг с дружкой, то с плохими парнями, то с хорошими. Такая уж она - общественность эта.
Высокоморального стержня в ней нет. А откуда ему взяться, если раньше ничего нельзя было, в церковь ходить нельзя. Сейчас можно, но не ходит "общественность" (в широком, спектральном смысле) в церковь - на дискотеки ходит, а в церковь нет. Потому что на дискотеке весело, а в церкви скучно. Или вот еще - в ресторан. Ходит общественность в ресторан? Ходит - и по большому, и по маленькому. "Народная" певица Лариса Долина про ресторан спела - "общественность" все чаще заходила. А еще общественность к ларькам ходит. Особенно по утрам и по вечерам. Бывает, конечно, и днем, но про эту общественность писать не хочется.
Так вот, если разобрать на составляющие, словосочетание PR (Public relations) - связи с общественностью. По сути, понятие глупое - какие там связи? И кто с этой самой общественностью свяжется, по большому-то счету? Я бы не стал связываться! По целому раду причин... Но понятие есть, и его надо отрабатывать. Величайших "связных с общественностью" в истории можно пересчитать по пальцам, и еще пара останется (пальцев, конечно). Не буду сейчас бросаться именами, а то обидятся те, кто в список не попадет.
Будут говорить про меня, что "сноб" или еще что-нибудь. Хотя нет, один пример все же приведу.
Крупный "связной" Владимир Ленин, помните, что про декабристов сказал - далеки он от народа были, поэтому восстание проиграли.
Хоть это и сказал Ленин, но сказал верно.
Выводы сделал и к народу подклеился. Можно ли считать после этого Владимира Ленина специалистом по "связям с общественностью"?
Можно и нужно! Что из всего этого следует?
Нет, не подумайте, что надо быть Ульяновым, чтобы "с общественностью". Даже наоборот - Ульяновым быть не надо. Есть у меня знакомый, тоже "с общественностью", с "социальным элементом". Он так говорит: "Общественность она разная". И методы у него разные. Милый человек. Образованный, прекрасно воспитанный, но что такое public relations не знает, путает с демагогией.
Чтобы не путали все остальные, предлагаю разобраться в самой сути явления. PR, как и многие другие "заходы", пришел в Россию с Запада. Не как прямая реклама - нахраписто и непрофессионально, - а таинственно. Любовь к тайнам всякого рода издавна преследовала Россию, и данный аспект не стал исключением - хотя ничего нового технология Сэма Блека не несла. Более того, воспользоваться описываемыми Блеком методиками можно лишь разве что не необитаемом острове, в полном одиночестве. Но воспользовались-таки. И результат не замедлил сказаться: PR стал потихоньку-полегоньку модным явлением.
Крупные компании начали в срочном порядке обзаводиться отделами по связям с общественностью, зачастую привлекая туда сотрудников из не занятых другой работой (имеющих свободное время) или мастеров разговорного жанра. Один-два, тем более в крупной компании, всегда найдутся. Первые задания выглядели так: "А не пойти ли тебе в общественность на предмет связей?".
Некоторые понимали буквально. Другие хватались за пособия, которых на тот момент было два (Сэм Блек и Дороти Доти) и смело заявляли: "PR'у обучился! Готов применить знания на практике!..." Третьи вообще никак не реагировали, считая новый курс прихотью "хозяина". В общем, в полку пиарщиков прибыло. И прибыло изрядно. Мне иногда кажется, что все что ни делается - все равно делается. Пиши не пиши! Говори не говори!
Так уж она устроена - жизнь эта.
Пример из недавнего прошлого. Один "очень серьезный фонд" получил подряд на PR одного "очень серьезного проекта". Деньги получили, купили бумаги, скрепок, папок, дыроколов и прочего "необходимого PR-щикам" канцелярита.
Сели думать, как же PR осуществлять. Потом нашелся один, подсказал, что надо пресс-конференцию по проекту "сбацать".
Сбацали: позвали знакомых журналистов (в количестве трех), вкратце рассказали о проекта (что знали). "Журналисты" стали задавать вопросы (два) - что-то насчет масла и есть ли жизнь на Марсе. На первый вопрос участники пресс-конференции ответили утвердительно, от ответа на второй воздержались. Конференция закончилась. Потом был фуршет, на котором "организаторы проекта" и "пресс-центр" в неформальной обстановке поделились с журналистами сокровенным... PR-эффект превзошел все ожидания. Ровно через неделю в малотиражке "Грибник Подмосковья" вышла заметка под заголовком: "О времена! О нравы!".
Дальнейшие события развивались стремительно.
"Обрадованные мощной отдачей" от PR-кампании, заказчики прикатили в фонд на разборки, требуя обоснования понесенных расходов. На что PR-овцы предъявили встречные претензии и счета на закупленный канцелярит. "А это видели?!" - вдохновенно вопрошал "специалист по работе со СМИ", потрясая покрытой маслянистыми пятнами газетой "Грибник Подмосковья"... В общем - да здравствовал PR!...
Copyright © 7 Статей, 1999
|