Лина Калянина
Снижение покупательской активности, убыточность многих розничных точек привели к появлению на российском рынке торговых точек нового формата - дискаунтеров, или магазинов низких цен. Дискаунтеры - наиболее распространенный тип розничных продовольственных магазинов на Западе, в Москве же их насчитывается пока не более дюжины, и все они пользуются огромной популярностью у покупателей.
По словам специалистов компании "Русский проект", занимающейся разработкой концептуального магазиностроения, дискаунтер удерживает низкие розничные цены за счет использования определенных схем торговой логистики и максимального сокращения издержек. Как правило, технология снижения издержек следующая: минимальный ассортимент, большие закупочные партии, минимум персонала, отсутствие витрин, подсобных и складских помещений, упрощенная технология торговли, наличие сети. Дискаунтер предусматривает и умеренные капвложения, прежде всего небольшие затраты на землю (поэтому дискаунтеры располагаются в "спальных" и отдаленных районах города).
Больше всего дискаунтеры распространены в торговле продуктами питания. При выборе товарных позиций основная ставка делается на товары повседневного спроса, "хиты" продаж с предложением узкого ассортимента каждого из наименований. Если в классическом супермаркете ассортимент состоит из 8-12 тыс. наименований, то в дискаунтере в общей сложности должно присутствовать 700-1000 наименований. Соответственно, товар закупается большими партиями со специальными скидками от производителя. Очень часто товар предлагается покупателям прямо в заводской или транспортной упаковке, в дискаунтере вообще нет витрин. В обслуживании магазина задействовано всего несколько человек.
По словам торговых операторов, дискаунтер не может функционировать в одиночку, "без сети дискаунтеру смерть". Преимущества же сетевых технологий известны: большой оборот, единая система закупок, большие скидки производителей, единый учет и т. д. Для дискаунтера работа в сети означает прежде всего отсутствие больших складских и подсобных помещений, больших холодильников - товара завозится из распределительного центра столько, сколько может быть продано за день-два, то есть с минимальными издержками поддерживается определенный запас.
При том что качество товара такое же, как и в традиционном магазине, сервис клиентам дискаунтера предоставляется ограниченный - покупатель должен сам открывать упаковки, возможны очереди в кассу и проч. В конечном итоге дискаунтер -- некий промежуточный формат торговой точки между магазином и складом. По оценкам специалистов компании "Русский проект", организованная таким образом система торговли позволяет держать уровень цен на 15-25% ниже среднего розничного.
Хороший магазин - дешевый магазин
На Западе доля дискаунтеров стремительно растет. На родине дискаунтеров, в Германии, на их долю приходится до 40% розничного товарооборота продовольственного рынка.
Товарооборот на 1 кв. м площади торгового зала в десять раз превышает оборот в традиционных торговых предприятиях, например в супермаркете. В России в настоящее время активно развивается три сети дискаунтеров: "Перекресток-мини", "Дикси" и "Копейка". Вот что говорит о перспективах торговой сети "Дикси" генеральный директор Александр Герасев: "Образ дискаунтера - популярный районный магазин. По западным оценкам, на каждые сорок-пятьдесят тысяч жителей должен быть один дискаунтер. До конца года мы планируем открыть порядка десяти-пятнадцати магазинов".
По имеющимся оценкам, чтобы открыть дискаунтер, сегодня требуется гораздо меньше инвестиций, чем, скажем, для супермаркета: объем вложений составляет несколько десятков тысяч долларов. Однако количество торговых сетей на российском рынке очень ограничено, и говорить о широкомасштабном распространении дискаунтеров в ближайшее время пока рано.
Между тем, по оценкам экспертов, эта ниша в системе розничной торговли одна из самых перспективных. По словам менеджера проекта розничной сети "Перекресток-мини" Сергея Калюжина, правильно организованная сеть дискаунтеров не будет испытывать проблем с привлечением покупательской аудитории. При этом в дискаунтеры ходят и бедные, и богатые.
Если раньше хорошим считался прежде всего престижный магазин с богатым ассортиментом, то сегодня, как показывают социологические исследования, хороший для потребителя магазин -- дешевый магазин. Это подтверждают и оценки посещаемости торговых точек. Так, по данным сети "Перекресток", магазины, рассчитанные на достаточно высокий уровень доходов клиентов, имеют в среднем 500-600 покупателей в день; магазины же, рассчитанные на низкий уровень дохода, в том числе дискаунтеры, имеют на порядок больше покупателей.
В настоящее время нишу дискаунтеров на российском рынке занимают мелкооптовые рынки. Однако здесь используются другие методы снижения цен, прежде всего отсутствие капитальных вложений в недвижимость и сокрытие налогов. По мнению специалистов, если заставить рынки платить налоги, они не смогут конкурировать с магазинами. Причина в том, что "рыночники" берут у производителей, как правило, относительно небольшие партии товара и поэтому не могут получить существенные закупочные скидки. Кроме того, немаловажно, что в дискаунтерах по сравнению с рынками определенный уровень сервиса все же присутствует. Как утверждают торговые операторы, "сегодня на рынках продукты дешевле потому, что магазины не умеют снижать свои издержки".
Copyright © журнал "Эксперт"
|