Вера Краснова
- Наше исследование еще не закончено, но основные выводы уже очевидны. Один из главных заключается в том, что производительность труда в розничной торговле в России составляет около двадцати трех процентов от уровня США.
- А почему вы придаете такое значение производительности в этой отрасли?
- Розничная торговля - типичный сектор сферы услуг с высоким уровнем занятости, и одна из целей проекта - понять, какие отрасли могут гарантировать занятость, чтобы отвлекать рабочую силу, высвобождающуюся из индустриальных компаний. Что касается производительности, то она важна, во-первых, потому что коррелирует с валовым национальным продуктом на душу населения.
Если в одной стране нужно три человека, чтобы продать килограмм сахара, а в другой - один, значит, в последнем случае остальные два человека продают что-то еще и создают стоимость, увеличивая валовой национальный продукт. Во-вторых, розница заметно влияет на ценообразование. Продукты питания составляют сорок пять процентов конечного потребления домашних хозяйств, при этом розничная торговля влияет на двадцать процентов стоимости продуктов, или девять процентов конечного потребления. То есть повышение производительности труда в данном секторе приведет к повышению уровня жизни населения.
Низкая производительность розничной торговли в России связана в первую очередь со структурой отрасли: в ней превалируют малопроизводительные форматы и практически отсутствуют высокоэффективные, такие как супермаркеты и мини-маркеты. Их доля в товарообороте стремится к нулю (0,2 процента), а, например, в Польше она составляет восемнадцать процентов, в Бразилии - тридцать пять.
- При этом в сфере торговли у нас произошли, кажется, самые заметные изменения.
- Да, этот сектор экономики в отличие от большинства других претерпел радикальные перемены. Если шесть лет назад девяносто процентов розничной торговли приходилось на универсамы и гастрономы, то теперь за ними осталось всего сорок процентов, а в Москве и того меньше -- тридцать два процента. С одной стороны, это хорошо, потому что это самая паразитическая часть отрасли.
Большинство гастрономов выживает только потому, что не платит арендную плату по рыночным ставкам, не платит поставщикам и зачастую задерживает зарплату, в результате все это финансируется через бюджетный дефицит. С другой стороны, львиную долю рынка (тридцать три процента) у гастрономов отобрали такие новые типы предприятий розничной торговли, как оптово-розничные продовольственные рынки, киоски и павильоны, уличные торговцы. Супермаркетов практически нет, те магазины, что у нас называют супермаркетами, как правило, таковыми не являются - это скорее сегмент "деликатессен", как на Западе их называют, очень дорогих и небольших магазинов.
То есть розничная торговля пошла не по интенсивному, а по экстенсивному пути развития. Кстати, производительность тех немногих настоящих супермаркетов, которые у нас имеются, составляет семьдесят семь процентов от американской, это очень хороший показатель. Значит, если бы супермаркеты занимали подобающую им долю в отрасли, скажем, как в США, то производительность розничной торговли только за счет этого увеличилась бы в два с половиной раза.
- Что же мешает развитию эффективных форм розничной торговли?
- Этому вопросу посвящена вторая часть нашего исследования. Возможно, для кого-то это будет неожиданностью, но макроэкономические и социальные факторы - высокая стоимость капитала, бартер, невысокая мобильность рабочей силы, а также управленческие проблемы, скажем, отсутствие необходимых навыков у сотрудников, - не являются главными препятствиями для роста числа супермаркетов в России. Главные барьеры связаны с неравенством налоговых обязательств и чрезмерным бюрократизмом.
Во-первых, это неравный уровень требований для разных типов торговых предприятий.
Понятно, что супермаркет должен платить реальные налоги. На оптовом рынке никто не платит реальные налоги, кассовые аппараты должны быть, но их нет. Поэтому уровень цен на оптовых рынках на пятнадцать-двадцать процентов ниже. Государство закрывает на это глаза, потому что, во-первых, многие рынки коррумпированы с органами надзора, а, во-вторых, если их просто закрыть, то где народ будет покупать дешевую еду? Иными словами, разница в ценах означает, что предъявляются неравные требования к этим форматам. Наши расчеты показывают, что, если бы оптовые рынки так же зажимали, как супермаркеты, они были бы на несколько процентов выше по ценам, чем супермаркеты.
Вторая причина - чрезмерный бюрократизм при регистрации и открытии магазина, а также трудности в вопросах землепользования. Если сравнить, сколько времени уходит на регистрацию магазина в Москве и в Варшаве, то окажется, что в Москве в три раза больше.
А количество инспекций и штрафов в России вдвое превышает польские показатели. То есть здесь "сидят" дополнительные зарплаты чиновников, что в свою очередь увеличивает цену продуктов. Кроме того, местные органы власти ограничивают строительство либо путем неоправданно высоких цен на недвижимость, как в Москве, либо отказывая в выделении участков, в аренде супермаркетов. Это происходит по разным, но вполне понятным причинам, скажем, потому что один супермаркет в городе уже есть, и городские власти являются его главным акционером.
>- Какую роль играют смежные с торговлей отрасли, пищевая промышленность, сельское хозяйство?
- Мировой опыт показывает, что вкладывать деньги в развитие сети супермаркетов в любой стране можно только при возможности закупать качественную продукцию местного производства - это снижает валютные риски и сроки поставок. Пока российская пищевая промышленность (ее производительность составляет около десяти процентов от уровня США) в состоянии предоставить весьма ограниченный ассортимент товаров, причем невысокого качества, с коротким сроком хранения и высокой себестоимостью. Сейчас до сорока процентов продаж наших супермаркетов составляет импорт. Более того, олигополистический характер оптовых компаний и недостаточный уровень их развития тоже калькулируется в цену, которая передается розничной торговле.
Последнее препятствие - высокая стоимость капитала. В России процентная ставка для фирм, занимающихся розничной торговлей, составляет примерно тридцать пять процентов, в то время как в США - семь процентов.
Затраты на строительство супермаркета колеблются от трех до десяти миллионов долларов, так что найти инвесторов нелегко.
Но это все-таки не столь важно. В Бразилии, как я уже говорил, супермаркеты заняли более трети розничной торговли, хотя там примерно такая же стоимость капитала, как в России.
Причина в том, что в Бразилии гораздо меньше, чем в России, выражены первые три препятствия.
Более близкий пример - город Обнинск Калужской области с населением около ста тысяч человек. Там мэр обещал свести к минимуму бюрократические процедуры для всех желающих открыть супермаркеты. Местное отделение Сбербанка начало предоставлять кредиты, хотя и под высокий процент. Всего за два года в этом маленьком городке открылось два супермаркета, которые сейчас занимают пятнадцать-двадцать процентов рынка продуктов питания в городе.
- Каковы, по-вашему, сценарии развития розничной торговли?
- С нашей точки зрения, без западных инвестиций в этой отрасли будет очень тяжело, поэтому многое зависит от того, удастся ли привлечь иностранные инвестиции.
- Кстати, насколько оправданы опасения, что иностранные розничные сети вот-вот начнут экспансию на российский рынок?
- В нынешней ситуации я бы не стал особенно бояться, что придут западные товарищи и захватят наши гастрономы и универсамы. Для этого, во-первых, нужны сдвиги на макроуровне - создание прозрачной, стабильной налоговой системы, а также повышение благосостояния населения. Пока что отсутствие четко выраженного и многочисленного среднего класса будет сдерживать выход на российский рынок крупных иностранных игроков. Во-вторых, это проблемы пищевой промышленности. Многие западные компании выходят на иностранные рынки только когда около восьмидесяти процентов продуктов производятся на месте. В России пока эта цифра на уровне пятидесяти процентов.
Некоторые западные компании, планировавшие инвестиции в Россию до августовского кризиса, приняли решение отложить выход на рынок на два-три года. Во многом это связано с возможным падением курса акций компаний на западных финансовых рынках, если они выйдут на российский рынок сегодня ("рискованность" России). Таким образом, у российских розничных компаний наверняка есть несколько лет, чтобы построить свой бизнес в России.
Записала Вера Краснова
В ходе исследования рынка розничной торговли продуктами питания, проведенного "Маккинзи", опрошено 40 торговых точек в Москве, Владимире, Юрьевце (полученные данные: добавленная стоимость и количество отработанных часов; характеристики магазинов - год открытия, размер, тип; организация производственного процесса); 2400 домашних хозяйств в 103 регионах России (расходы на питание у покупателей разных типов торговых предприятий); изучен уровень цен в 30 магазинах Москвы (цены 63 репрезентативных продовольственных товаров в разных типах торговых предприятий).
Использованы данные Госкомстата.
Copyright © журнал Эксперт
|