Марина ВЯЗЕМСКАЯ.
В желании отхватить как можно больше вкусной сельди, ценного минтая, крабов и других морепродуктов иностранцы пользуются всеми возможными методами: от браконьерских налетов в районе Курил до хорошо продуманных схем внедрения в дальневосточные коммерческие структуры.
Масштабы акций настолько широки, что все это наносит серьезный ущерб национальным интересам России в сфере рыбного промысла.
По имеющейся в редакции "ЗР" информации, только одна иностранная компания Pasific Andes Enterprises (BVI) LTD ("Пасифик Андес"), зарегистрированная в Гонконге, и только за один 1997 год нанесла российскому бюджету прямой ущерб в размере 14,8 млрд руб. С тем, как именно это делается, мы познакомим вас более подробно.
ДОСЬЕ "ЗР": "Пасифик Андес" (глава - гонконгский предприниматель Джу Тен) - одна из крупнейших рыбодобывающих корпораций в Китае. Она пользуется покровительством китайского правительства и ряда государственных структур. В России компания поддерживает тесные контакты с нефтяными компаниями "ЛУКОЙЛ" и "Сиданко", а также с "Востоктрансфлотом". Кроме того, сам Джу Тен входит в состав совета директоров АО "Холдинговая компания "Дальморепродукт".
Немного уголовщины
В октябре 1997 г. теплоход "Долес Сала" доставил в Санкт-Петербург 6900 тонн мороженого минтая на сумму около 33 млрд. руб. Из документов следовало, что "Долес Сала" принял этот минтай в китайском порту Далянь с борта транспортного судна "Лафайет", который принадлежит "Пасифик Андес". "Пасифик Андес", как было указано в грузовом манифесте судна, выступала в качестве грузоотправителя.
Согласно контракту № 050-39/97 производитель рыбопродукции - российская компания "Дальморепродукт", получатель - ООО "Кварт" (г.Москва).
На самом деле ДМП этот контракт не заключал.
Подписи его руководства на документах оказались фальшивыми, как и сертификат о происхождении товара, якобы выданный Сахалинской торгово-промышленной палатой.
Позже выяснилось, что мороженый минтай, поступивший в Санкт-Петербург, был выработан на судах нескольких российских компаний: "Находкинской БАМР", "Преображенской БТФ", "Сахморепродукта", "Навигатора", "Таблос Рыбфлота", КБОР и "Океанрыбфлота" - и реализован на экспорт.
Фальшивый контракт позволил гонконгской компании скрыть истинного владельца рыбопродукции и уклониться от уплаты 10%-ной таможенной пошлины за экспортируемый в Россию товар и 10% налога на добавленную стоимость. В результате одной этой махинации государство недополучило более 6 млрд руб.
Поясним, по действующему на территории нашей страны законодательству сборы с российских производителей рыбопродукции составляют 0,1% от ее стоимости, а с иностранцев - 10%. Благодаря сложной схеме, которую придумали китайцы, таможенные сборы, заплаченные ими за ввоз рыбы на территорию России, оказались в 100(!) раз ниже, чем должны были быть.
По такой же схеме в декабре 1997 года "Пасифик Андес" отправил в Санкт-Петербург очередную партию рыбопродукции. На этот раз 7500 тонн на сумму 44 млрд руб. В результате этой операции прямой ущерб российскому бюджету составил 8,8 млрд руб.
Уже после первой операции у таможни возникли вопросы к участникам сделки. Вторую партию рыбы ждали. Почуяв неладное, "Пасифик Андес" изменил маршрут судна: рыбу выгрузили в латвийском порту Вентспилс, а в Россию доставили автомобилями. ООО "Кварт", получив груз, растворилось в воздухе. Попытки найти руководителя исчезнувшей компании успехом не увенчались. Его паспорт, данные которого были указаны в регистрационных документах компании, оказался фальшивым. Ни дом, ни улица в том городе, где якобы был прописан гражданин, никогда не существовали.
Немного контрабанды
Еще до начала сельдевой путины в 1997 г. Джу Тен объявил, что камчатскую сельдь он будет продавать по $430 за тонну. Это на $50 меньше цены, которую смог предложить его главный российский конкурент "Дальморепродукт". Как удалось китайцу так снизить себестоимость продукции - отдельная история.
Вначале Джу Тен разработал и внедрил многоступенчатую схему долевого владения капиталом российских компаний. Для этого его корпорация "Пасифик Андес" учредила в России несколько компаний, например ООО "Навигатор" во Владивостоке. Затем этим компаниям были сданы в бэрбоут-чартер (вид аренды судов без экипажа) шесть принадлежащих "Пасифик Андес" плавбаз. При этом по договору в качестве арендной платы за суда "Пасифик Андес" брал произведенную на них рыбопродукцию.
Российская компания, в которой фактически трудятся лишь несколько работников, занималась только оперативным управлением арендуемых судов, а всей готовой продукцией и доходами от ее реализации распоряжался иностранец. Оплата за рыбопродукцию и погашение долгов за аренду судов производились через банки, которые входят в "Hong Kong and Shanghai Banking Corporation". В них проследить получение выручки и пути ее возвращения в Россию невозможно.
Кроме того известно, что арендаторы плавбаз значительную часть сырья оплачивают рыбодобывающим организациям Приморья, Сахалина и Камчатки "черной" наличкой или по бартеру, разумеется, без соответствующего документального оформления. Разумеется также, что ни о каких выплатах налогов в российский бюждет речи быть не может. О количествах купленной таким образом рыбопродукции можно только догадываться, так как производимую на этих плавбазах рыбопродукцию перегружали на суда корпорации за пределами 12-мильной зоны. Там проконтролировать ее реальные объемы невозможно.
Таким образом, в результате ухода от значительных выплат в бюджет себестоимость продукции, произведенной на судах Джу Тена, значительно ниже, чем у российских производителей. Именно это позволяет ему диктовать цены на рыбу в АТР. Но и этого Джу Тену показалось мало. Он решил вообще избавиться от конкурентов.
Немного конкуренции по-китайски
В том же 1997 году для организации промысла сельди "Дальморепродукт" запланировал выставить плавбазы "Рыбак Приморья" и "Пищевая индустрия". Правда, плавбазам требовался предварительный ремонт. В июне руководство ДМП подписало контракты об их ремонте с тайваньской судоремонтной компанией Dong Tai United Ship Perairing Co.
Сумма ремонта составила $5,8 млн. Кроме того, с ней же было подписано соглашение о продаже плавбазы "Альбатрос" (бывшая "Советская Россия") за $4,2 млн для погашения части стоимости ремонта. Договор предусматривал кратчайшие сроки ремонта, получение в местном банке кредита и льготные условия по его погашению. В частности, предполагалось, что ДМП оплатит произведенные работы через шесть месяцев после завершения ремонта плавбаз.
Но события развернулись по другому сценарию: 10 июля три плавбазы прибыли на рейд тайваньского порта Гаосюн. А там их... арестовали. Такое решение принял местный суд. Поводом для него стали долги холдинга перед фирмой Ever Brigh Energy Co LTD, которая поставила ДМП топливо на сумму $2,6 млн. Это было полной неожиданностью для руководства ДМП, так как с этой фирмой компания никогда не работала.
Все встало на свои места, когда выяснилось, что инициатором ареста выступила уже известная нам корпорация "Пасифик Андес".
Это она закупала для холдинга топливо.
Выяснилось также, что Ever Brigh Energy - ее дочерняя компания, а известный нам Джу Тен является ко всему прочему акционером Dong Tai.
Разумеется, сразу после ареста российских плавбаз Dong Tai отказалась от покупки "Альбатроса" и прекратила ремонтные работы на плавбазах, ссылаясь на якобы существующий запрет суда.
Чтобы выйти из положения, "Дальморепродукт" получил у своих иностранных партнеров деньги и тремя переводами погасил долг за топливо.
Но даже после того, как арест с плавбаз был снят, к их ремонту так и не приступили. 21 августа 1997 года Dong Tai в одностороннем порядке расторгла договор по ремонту. На этот раз компания сослалась на отказ местного банка выдать кредит на ремонт. При всем при этом счет на $800 тыс. за текущие расходы по снабжению судна водой, продуктами питания и топливом во время ареста выставить не забыла. В итоге ДМП все-таки предложили ремонт, но только после того, как он перечислит на счет Dong Tai деньги, предусмотренные договором.
Понятно, что ДМП предпочел отказаться от ненавязчивых услуг Dong Tai, но покинуть порт плавбазы смогли только после того, как счет в $800 тыс. был оплачен. Так своевременный выход на путину плавбаз ДМП был сорван. Это-то и было нужно Джу Тену: устранив от реализации сельди российских предпринимателей, он стал монополистом по ее продаже.
Мы познакомили вас с тремя историями, участницей которых является лишь одна иностранная корпорация. Но поживиться за наш счет готовы многие. Часто такую возможность им дает наше несовершенное законодательство.
Интересно, что информация об этих действиях иностранных компаний есть в Москве. Однако чиновники из Роскомрыболовства предпочитают делать вид,
что все в порядке.
Copyright © 1996-1999 "Золотой Рог"
|