Самыкин С.С. Начальник Управления безопасности предпринимательства ТПП РФ, Председатель Правления Совета по безопасности предпринимательства
1. Возможность надежной правоохранительной защиты предпринимательской деятельности прямо зависит от постановки ее информационного и экспертно-аналитического обеспечения отлаженности информационного взаимодействия предпринимательства, государственной и частной систем правоохраны. Главная цель, которая должна быть при этом достигнута, - решение информационно-аналитическими средствами проблемы определения и минимизация рисков.
2. В мировой практике давно сформировалась развитая инфраструктура обеспечения "прозрачности" фирм. Доступность сведений о деловой репутации позволяет существенно снизить предпринимательский риск и сохранить расходы на правоохранительные мероприятия. В нашей стране цивилизованная система получения достоверной информации о хозяйствующих субъектах практически отсутствует. Причем хуже всего обстоит дело с получением наиболее важной для целей экономической безопасности ее части - данных о наличии совершенных этими субъектами правонарушений.
3. Основной массив таких данных сосредоточен в правоохранительных, контрольных, судебных и лицензирующих органах, т.е. относится к государственным информационным ресурсам. Эти данные по закону являются открытыми и никогда не засекречиваются. Однако на практике эти сведения всегда оставались недоступными для большинства заинтересованных пользователей. Если ранее, когда вся информация концентрировалась в руках правоохранительных органов в интересах монопольного субъекта экономических правоотношений - государства, это было целесообразно, то в новых экономических условиях подобную закрытость затруднительно объяснить как с точки зрения интересов общества, так и требований закона.
4. Соответствующих нормативно-методический задел для организации системной работы по всем направлениям, связанным с управлением предпринимательскими рисками, имеется - ст.12 и 15 Закона "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", в соответствии с которы-ми Палаты уполномачиваются вести негосударственный реестр российских предприятий и предпринимателей, чье финансовое положение и деловая репутация свидетельствует об их надежности для предпринимательской, в том числе внешнеэкономической, деятельности.
5. Обеспечение доступа Торгово-промышленной платы к названным выше сведениям, без которых невозможно ведение Реестра, - это достаточно сложный процесс, который требует решения целого ряда правовых, организационно-штатных, финансовых и материально-технических вопросов и может быть разделен на несколько этапов:
На первом этапе необходимо закрепить нормативным актом соответствующего уровня:
доступ ТПП РФ к сведениям о санкциях, примененных к юридическими лицам за совершенные правонарушения правоохранительными, судебными, контрольными и лицензирующими органами, с указанием перечня таких сведений;
обязанность этих органов по предоставлению такой информации на безвозмездной основе по запросам ТПП РФ, порядок сроки и периодичность ее выдачи. В этом же нормативном акте следует поручить федеральным органам разработать ведомственные инструкции по формированию Реестра систему учетов и внутриведомственной статистики, организацию делопроизводства и документооборота. Предлагаемые меры могут быть реализованы без привлечения дополнительных средств федерального бюджета и принципиальных изменений нормативно-правовой базы. Федеральные органы в состоянии после принятия указанного акта без существенных затрат обеспечить необходимые организационные условия для формирования и ведения Реестра в части доступа к данным об организациях-правонарушителях. Опыт Банка России, Росстрахнадзора по опубликованию сведений об отзыве лицензий убедительно свидетельствует об этом. Более того, во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства РФ предполагается создание ряда межведомственных баз данных об экономических правонарушениях, что существенно облегчает решение задачи с технической стороны. Для реализации второго этапа требуется законодательно определить , подлежат ли распространению данные о судимости граждан-предпринимателей, должностных лиц и учредителей хозяйствующих субъектов, разработать процедуру выдачи этих сведений, а также рассмотреть вопрос о возможности ведения учетов по юридическим лицам, т.к. сведения о совершении работниками предприятий и организаций тех или иных преступлений в определенной мере могут свидетельствовать о деловой репутации этих организаций. Необходимо четко установить: каких преступлений, каким кругом лиц они совершены, в отношении кого и т.д.
6. Для проработки комплекса этих вопросов целесообразно решением Президента или Правительства Российской Федерации создать рабочую группу из представителей правоохранительных органов, ТПП РФ, Совета по безопасности предпринимательства России и других заинтересованных организаций.
Результатом ее работы должны быть проекты Указа Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ или федерального закона о порядке использования персональных данных, имеющихся в системах МВД, ФСБ и Генеральной Прокуратуры России.
7. Обеспечение государством ведения Реестра надежности партнеров создает необходимые предпосылки (информационную среду) для создания механизма общественного контроля за правопорядком в данной сфере. Однако этим требуемые меры по его созданию не исчерпываются, поскольку указанный механизм в качестве составных компонентов включает в себя также :
информацию о добросовестности и деловой репутации отдельных хозяйствующих субъектов, раскрываемую правоохранительными органами для Реестра надежности ТПП РФ по собственному усмотрению или запросам Палаты при возникновении необходимости в этом;
оценки деловой репутации хозяйствующих субъектов, даваемые общественными институтами и прежде всего предпринимательскими объединениями.
Таким образом, дальнейшая проработка вопроса должна вестись в направлении строжайшей и дальнейшей регламентации, которая бы гарантировано исключала несанкционированное проникновение в данную сферу и надежно защищала ее от преступных элементов. Решение этой проблемы применительно и в рамках Реестра надежности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации стало бы гарантией от неправомерного использования баз банных правоохранительных органов.
Формирование данного механизма информационного взаимодействия деловых кругов и правоохранительных органов в рамках совместной работы по предотвращению преступности исключительно важно еще и потому, что подрывает саму основу существования сложившейся системы утечки информации из правоохранительных органов на черный и серый рынки и находится в русле начавшегося процесса очищения силовых структур.
Copyright ©
|