Продажа бизнеса, покупка бизнеса
 
ГЛАВНАЯ  
О КОМПАНИИ  
СТАТЬИ  
НОВОСТИ  
КУПИТЬ БИЗНЕС  
ПРОДАТЬ БИЗНЕС  

 

СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ

   СТАТЬИ
 
Правовые и организационные аспекты создания Реестра надежных партнеров ТПП РФ


   Самыкин С.С. Начальник Управления безопасности предпринимательства ТПП РФ, Председатель Правления Совета по безопасности предпринимательства

   1. Возможность надежной правоохранительной защиты предпринимательской деятельности прямо зависит от постановки ее информационного и экспертно-аналитического обеспечения отлаженности информационного взаимодействия предпринимательства, государственной и частной систем правоохраны. Главная цель, которая должна быть при этом достигнута, - решение информационно-аналитическими средствами проблемы определения и минимизация рисков.

   2. В мировой практике давно сформировалась развитая инфраструктура обеспечения "прозрачности" фирм. Доступность сведений о деловой репутации позволяет существенно снизить предпринимательский риск и сохранить расходы на правоохранительные мероприятия. В нашей стране цивилизованная система получения достоверной информации о хозяйствующих субъектах практически отсутствует. Причем хуже всего обстоит дело с получением наиболее важной для целей экономической безопасности ее части - данных о наличии совершенных этими субъектами правонарушений.

   3. Основной массив таких данных сосредоточен в правоохранительных, контрольных, судебных и лицензирующих органах, т.е. относится к государственным информационным ресурсам. Эти данные по закону являются открытыми и никогда не засекречиваются. Однако на практике эти сведения всегда оставались недоступными для большинства заинтересованных пользователей. Если ранее, когда вся информация концентрировалась в руках правоохранительных органов в интересах монопольного субъекта экономических правоотношений - государства, это было целесообразно, то в новых экономических условиях подобную закрытость затруднительно объяснить как с точки зрения интересов общества, так и требований закона.

   4. Соответствующих нормативно-методический задел для организации системной работы по всем направлениям, связанным с управлением предпринимательскими рисками, имеется - ст.12 и 15 Закона "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", в соответствии с которы-ми Палаты уполномачиваются вести негосударственный реестр российских предприятий и предпринимателей, чье финансовое положение и деловая репутация свидетельствует об их надежности для предпринимательской, в том числе внешнеэкономической, деятельности.

   5. Обеспечение доступа Торгово-промышленной платы к названным выше сведениям, без которых невозможно ведение Реестра, - это достаточно сложный процесс, который требует решения целого ряда правовых, организационно-штатных, финансовых и материально-технических вопросов и может быть разделен на несколько этапов:

   На первом этапе необходимо закрепить нормативным актом соответствующего уровня: доступ ТПП РФ к сведениям о санкциях, примененных к юридическими лицам за совершенные правонарушения правоохранительными, судебными, контрольными и лицензирующими органами, с указанием перечня таких сведений; обязанность этих органов по предоставлению такой информации на безвозмездной основе по запросам ТПП РФ, порядок сроки и периодичность ее выдачи. В этом же нормативном акте следует поручить федеральным органам разработать ведомственные инструкции по формированию Реестра систему учетов и внутриведомственной статистики, организацию делопроизводства и документооборота. Предлагаемые меры могут быть реализованы без привлечения дополнительных средств федерального бюджета и принципиальных изменений нормативно-правовой базы. Федеральные органы в состоянии после принятия указанного акта без существенных затрат обеспечить необходимые организационные условия для формирования и ведения Реестра в части доступа к данным об организациях-правонарушителях. Опыт Банка России, Росстрахнадзора по опубликованию сведений об отзыве лицензий убедительно свидетельствует об этом. Более того, во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства РФ предполагается создание ряда межведомственных баз данных об экономических правонарушениях, что существенно облегчает решение задачи с технической стороны. Для реализации второго этапа требуется законодательно определить , подлежат ли распространению данные о судимости граждан-предпринимателей, должностных лиц и учредителей хозяйствующих субъектов, разработать процедуру выдачи этих сведений, а также рассмотреть вопрос о возможности ведения учетов по юридическим лицам, т.к. сведения о совершении работниками предприятий и организаций тех или иных преступлений в определенной мере могут свидетельствовать о деловой репутации этих организаций. Необходимо четко установить: каких преступлений, каким кругом лиц они совершены, в отношении кого и т.д.

   6. Для проработки комплекса этих вопросов целесообразно решением Президента или Правительства Российской Федерации создать рабочую группу из представителей правоохранительных органов, ТПП РФ, Совета по безопасности предпринимательства России и других заинтересованных организаций.
   Результатом ее работы должны быть проекты Указа Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ или федерального закона о порядке использования персональных данных, имеющихся в системах МВД, ФСБ и Генеральной Прокуратуры России.

   7. Обеспечение государством ведения Реестра надежности партнеров создает необходимые предпосылки (информационную среду) для создания механизма общественного контроля за правопорядком в данной сфере. Однако этим требуемые меры по его созданию не исчерпываются, поскольку указанный механизм в качестве составных компонентов включает в себя также :
   информацию о добросовестности и деловой репутации отдельных хозяйствующих субъектов, раскрываемую правоохранительными органами для Реестра надежности ТПП РФ по собственному усмотрению или запросам Палаты при возникновении необходимости в этом; оценки деловой репутации хозяйствующих субъектов, даваемые общественными институтами и прежде всего предпринимательскими объединениями.
   Таким образом, дальнейшая проработка вопроса должна вестись в направлении строжайшей и дальнейшей регламентации, которая бы гарантировано исключала несанкционированное проникновение в данную сферу и надежно защищала ее от преступных элементов. Решение этой проблемы применительно и в рамках Реестра надежности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации стало бы гарантией от неправомерного использования баз банных правоохранительных органов.
   Формирование данного механизма информационного взаимодействия деловых кругов и правоохранительных органов в рамках совместной работы по предотвращению преступности исключительно важно еще и потому, что подрывает саму основу существования сложившейся системы утечки информации из правоохранительных органов на черный и серый рынки и находится в русле начавшегося процесса очищения силовых структур.

Copyright ©

 


             
               
Сайт создан в системе uCoz