Продажа бизнеса, покупка бизнеса
 
ГЛАВНАЯ  
О КОМПАНИИ  
СТАТЬИ  
НОВОСТИ  
КУПИТЬ БИЗНЕС  
ПРОДАТЬ БИЗНЕС  

 

СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ

   СТАТЬИ
 
Амортизационная политика и переоценка


   Р.А.Гречухин

   Инструменты снижения налоговых платежей

   В соответствии с программой реформирования бухгалтерского учета в РФ, за последний год было принято несколько важных правовых актов, регулирующих учет основных средств. Вначале многим показалось, что после выхода ПБУ 6/97 и Приказа Минфина РФ №33н работа с основными средствами на предприятии поменяется кардинально. Однако, несмотря на вышедшие позднее разъяснения и инструкции, фактически нечего в учете не изменилось.
   Основная причина заключается в том, что все еще остается много неясностей. "Инструмент, который дается в руки предприятия, слишком силен для ухода от налогообложения, чтобы быть разрешенным" - так рассуждали и рассуждают многие и не рискуют пользоваться новшествами на практике.
   Снизить налогообложение в соответствии с новыми правовыми актами действительно становится проще. И, вероятно, поэтому Государственная Налоговая Служба РФ не спешила реагировать на эти акты и выдавать окончательное решение по этому вопросу: можно применять новые правила или нет. То есть реакции ГНС в 1998 году не было. А без нее ни один здравомыслящий бухгалтер не рисковал внедрять новшества учета основных средств.
   Возникает резонный вопрос: зачем были приняты все эти правила и указания, если ими нельзя пользоваться на практике? Причина первая, декларативная. Россия движется к мировым стандартам учета и поэтому должна принимать соответствующие акты. Причина вторая - хотели как лучше… На практике, как выясняется, можно пользоваться новыми правилами и указаниями, но с большим трудом и лишь в малой части.
   Во многих странах пересмотр учетной политики основных средств и введение ускоренной амортизации (наряду со снижением ставки налога на прибыль) делались с целью стимулирования инвестиционного процесса.
   Германское и японское послевоенное чудо во многом было основано на этих мерах. В России состояние экономики несравнимо с послевоенным состоянием экономики в этих странах, оно тяжелее. Значит, указанные меры должны вводиться.
   Возможно, так рассуждали и в Москве, подписывая Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97 (Приказ Минфина РФ №65н, 3 сентября 1997г.), Приказ Минфина РФ №33н "Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" (20 июля 1998г.), Постановление Правительства РФ №1672 "О мерах по совершенствованию порядка и методов определения амортизационных отчислений" (31 декабря 1997г.), Постановление Правительства РФ №627 "Об уточнении порядка расчета амортизационных отчислений и переоценке основных фондов" (24 июня 1998г.).
   Попробуем сформулировать основные идеи этих правовых актов.
   Первая. "Организация имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости … с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал." (п. 3.6. ПБУ 6/97).
   Вторая. "Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов начисления амортизационных отчислений: линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
   Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего его срока полезного использования." (п. 4.3. ПБУ 6/97).
   Третья. "Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету." (п. 4.4. ПБУ 6/97).
   Четвертая идея. Cуществует два варианта толкования понятия инвентарного объекта. Первый вариант- это традиционное понятие, второй (введенный) вариант таков.
  "В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект" (п. 2.3. ПБУ 6/98).
   Пятая идея. "Неучтенные объекты основных средств, обнаруженные при инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости и отражаются по дебету счета учета основных средств в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов" (п. 34. Приказ МФ №33н).
   Таким образом, в соответствии с вышеуказанными Приказами и Постановлениями можно проводить переоценку основных средств, начислять амортизацию подходящим способом, устанавливать срок полезного использования, выделять новые инвентарные объекты.
   Однако до октября 1998 года никакой реакции ГНС не было, поэтому амортизационную политику на предприятиях не меняли.
   Но вот 27 октября 1998г. ГНС РФ издала "Методические рекомендации по отдельным вопросам налогообложения прибыли". В п.6. читаем: "В соответствии с ПБУ 6/97, введенным в действие с 1 января 1998 г. в бухгалтерском учете, применение способа начисления амортизационных начислений, срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией и предусматривается в составе информации об учетной политике." Однако "… в 1998 г. для целей налогообложения начисление амортизационных отчислений следует производить от первоначальной стоимости по единым нормам, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 №1072 с учетом Постановлений Правительства РФ от 31.12.97 №1672 и от 24.06.98 №627".
   После выхода этого документа часть вопросов прояснилась, но все равно многое осталось неясных моментов. Можно ли организации самостоятельно определять срок полезного использования объекта основных средств, может ли проводить переоценку с понижением стоимости, может ли организация при проведении инвентаризации выделить элементы из инвентарного объекта, которые имеют разные сроки полезного использования, в отдельные инвентарные объекты и др.
   "Сибирский институт оценки" попытался исследовать эти вопросы. Делались запросы в ГНИ, ГКС, проводились консультации с бухгалтерами, аудиторами и юристами.
   И вот что выяснилось. Предприятие все-таки может изменять срок полезного использования, применять индексы к нормам амортизационных отчислений - повышающих и понижающих, проводить переоценку основных средств с повышением и понижением, по индексам ГКС и по документально подтвержденным рыночным ценам, а в случае отсутствия на рынке аналогов по их балансовой стоимости на 31.12.1995.
   Таким образом, следующие действия можно применять на практике со стопроцентной уверенностью в правильности действий.
   Во-первых, предприятие может устанавливать срок полезного использования при принятии объекта основных средств к учету.
   Во-вторых, применять индексы ускоренной амортизации (но не выше 2).
   В-третьих, проводить переоценку с удорожанием и уценкой. Немного, но и с этими инструментами возможно проведение оптимизации налогообложения на предприятии.
  То есть снижение общих налоговых платежей при заданных целях организации (возможность инвестирования, порядок в учете).
   В нашем городе все оценочные фирмы занимаются переоценкой основных средств. Оптимизация же налогообложения это новое направление в оценочной деятельности. На наш взгляд, перспективное направление. Ведь в результате таких мероприятий предприятие получает возможность снижения налоговых выплат, проведения инвестиционной и ценовой политики. А значит возможность жить и развиваться.

   19.01.99.

   Copyright © Сибирский Институт Оценки 1999 год.

 


             
               
Сайт создан в системе uCoz