М. ЛАЗАРЕНКО
19 января 1999 года вступил в силу Федеральный закон от 07.01.99.г No. 18-ФЗ, изложивший Федеральный закон от 22.11.95г. No. 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" в новой редакции.
Действие Закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В новой редакции Закона конкретизирован перечень видов деятельности организаций, на которые он не распространяется. Закон не распространяется на деятельность организаций, связанную с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также деятельность аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.
Заметно расширился перечень предметов ведения Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В ст. 6 Закона установлены предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в указанной области.
В соответствии со ст. 8 Закона организации, осуществляющие производство этилового спирта и алкогольной продукции и использующие в указанных целях оборудование, изготовленное как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, обязаны иметь на указанное оборудование сертификат соответствия и положительное заключение государственной экологической экспертизы, выданные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Основное технологическое оборудование для производства этилового спирта и (или) алкогольной продукции подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер сбора за регистрацию основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции не должен превышать 10 установленных законом минимальных размеров оплаты труда (п. 4 ст. 8 Закона).
Сдача в аренду указанного оборудования не допускается.
Для производства алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции разрешается использовать этиловый спирт, произведенный только из пищевого сырья (п. 2 ст. 11 Закона).
Алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории России, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения: о наименовании алкогольной продукции; цене; наименовании производителя (юридическом адресе); стране происхождения продукции; сертификации; государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; объеме алкогольной продукции в потребительской таре; наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат; содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению; дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования.
Указанная информация доводится до потребителей в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 16 Закона организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13% объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты.
Деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий. Следует отметить, что лицензированию указанной деятельности отводится значительное место в Законе, этому посвящена отдельная Глава (III) Закона.
В ст. 18 Закона перечислены виды деятельности, подлежащие лицензированию. Для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организацией (заявителем) в лицензирующий орган представляются документы, перечень которых определен в п. 1 ст. 19 Закона и составляет 12 документов. Требовать от организации документы, не предусмотренные этим пунктом, не допускается.
Все документы, представленные для получения лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом.
Лицензии на импорт, хранение и поставки алкогольной продукции выдаются только организациям, имеющим оплаченный уставный капитал в размере не менее чем 40 тысяч установленных Федеральным законом минимальных размеров оплаты труда и осуществляющим поставки алкогольной продукции не менее чем один год (при обороте импортной алкогольной продукции не менее чем 50 тысяч декалитров за год в пересчете на абсолютный алкоголь) (п. 2 ст. 21).
Заслуживает внимания п. 2 ст. 17 Закона, в котором установлено, что при рекламе алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15% объема готовой продукции должно использоваться не менее половины рекламного времени (площади) для информации населения о вредных последствиях употребления алкогольных напитков и способах определения их фальсификации.
Законодатель ужесточил контроль за соблюдением Закона и ответственность за его нарушение. В частности, появилась отдельная норма об изъятии из незаконного оборота и конфискации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 25 Закона).
"Консультант Плюс"
к о м м е н т а р и и
ПИТЬ... - ТАК УЖ ЛУЧШЕ "ЛЕГАЛЬНУЮ"!
Это, действительно, лучше во всех отношениях: и здоровью не в ущерб (если в меру), и казне прибавление. В прошлом году каждый среднестатистический житель Новосибирской области употребил 7 литров алкоголя, естественно, учтенного. А вот сколько самопала или "подпольно" реализованной водки оказалось на наших столах - подсчитать сложно. Хотя, как утверждают специалисты, почти половина алкогольной продукции в России производится и продается нелегально.
На селекторном совещании Министерства РФ по налогам и сборам шла речь о том, как обеспечить легализацию производства и оборота алкоголя в каждом регионе, вытеснив тем самым с алкогольного рынка суррогаты и "теневую" водку, обеспечить увеличение поступлений акцизов в федеральный и территориальные бюджеты, погашение задолженности предприятий, производящих ликеро-водочную продукцию, перед бюджетами всех уровней.
Как отметил ведущий совещание заместитель Министра РФ по налогам и сборам В.И. Берестовой, ситуация на алкогольном рынке продолжает оставаться сложной. Государство практически не получило в 1998 году дополнительных доходов от этой отрасли. И лишь с принятием и началом реализации антикризисных мер нового Правительства РФ удалось в определенной степени добиться позитивных изменений как в увеличении показателя легализации производства и оборота алкогольной продукции (прежде всего, водки), так и в увеличении поступлений доходов в бюджет. Например, в декабре водки произведено в 2 раза больше (учтенной), чем в среднем за один месяц в предыдущие 11 месяцев и в 1,4 раза больше, чем в декабре 1997 года. Акцизов в бюджеты всех уровней поступило больше соответственно в 2,2 раза и в 1,3 раза.
Определенный вклад в улучшение этих показателей внесен Госналогинспекцией по Новосибирской области. Сумма уплаченных за 1998 год акцизов составляет 421871 тыс. рублей или 5,65% от всех поступивших налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему РФ, что почти в 2 раза выше среднероссийского уровня. Хотя в отдельных регионах, как отмечалось на совещании, ситуация остается крайне неудовлетворительной и с легализацией алкогольного рынка, и с собираемостью акцизов.
Особое внимание заместитель Министра РФ по налогам и сборам обратил на "расщепление" собранных налогов между федеральным и территориальными бюджетами - в некоторых регионах основные средства от акцизов поступают в территориальные бюджеты, хотя Министерством было принято решение о пропорциональности их зачисления в бюджеты разных уровней.
Итоговым обобщающим показателем контрольной работы на алкогольном рынке является поступление акцизов от производства алкогольной продукции на одного жителя региона. В среднем по России этот показатель равняется 72 рублям, в т.ч. - в федеральный бюджет - 30 рублей, в территориальный - 42 рубля. Для сравнения: в Новосибирской области этот показатель в два раза выше. На совещании была поставлена задача его увеличения по многим регионам, а также пропорциональности зачисления в бюджеты разных уровней.
Особое внимание обращалось и на проблему использования производственных мощностей предприятий, производящих алкогольную продукцию. Кое-где они задействованы всего лишь на 3-7 %.Если же говорить о Новосибирской области, то здесь ситуация несколько иная.
По состоянию на 1.01.99 года в Государственных налоговых инспекциях по городам и районам области зарегистрированы 12 предприятий-производителей спирта этилового и алкогольной продукции, имеющие действующие лицензии, а также 138 предприятий, занимающихся оптовой торговлей алкогольной продукции. За 1998 год от предприятий, занятых производством и оборотом спирта этилового и алкогольной продукции, в бюджет поступило 505163,9 тыс. рублей налогов, в том числе в федеральный бюджет 263414,5 тыс. рублей. Произведено водки и ликеро-водочных изделий за этот период 2116,6 тыс. дал. Продано специальных марок предприятиям-производителям алкогольной продукции 61200 тыс. штук на сумму 8323 тыс. рублей.
А использование производственных мощностей при производстве спирта этилового за 1998 год составляет 90,9 %, при производстве алкогольной продукции - около 40%.
Во многом превышение уровня этих показателей над среднероссийским связано с активизацией контрольной работы налоговых органов области. Так, в Госналогинспекции по Новосибирской области создан отдел по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и налоговых поступлений в этой сфере. На ОАО "СПИРТ", производящем спирт этиловый, организован постоянно действующий налоговый пост из представителей налоговой инспекции, налоговой полиции и сотрудников УВД.
Работниками Государственных налоговых инспекций на всех предприятиях-производителях алкогольной продукции осуществляется блокирование производственных мощностей на период междусменных и более длительных простоев, а также ежедневный контроль объемов выпускаемой продукции.
Проводится определенная работа по контролю за легальностью оборота алкогольной продукции. Для координации совместных мероприятий Госналогинспекциями по городам и районам области, органами УВД, УФСНП по НСО и др. составляются и утверждаются графики проведения рейдовой работы.
Так, за прошлый год проведено 1610 совместных рейдов. Проверено 4506 объектов.
На 842 установлены нарушения порядка реализации алкоголя. Сумма административных штрафов к виновным должностным лицам составила 194 тыс. рублей. Кроме того, самостоятельно налоговые инспекции провели 1905 проверок на 5235 объектах и установили нарушения на 526. Сумма штрафов составила 731 тыс. рублей. В ходе рейдов немаркированная алкогольная продукция снималась с реализации. Проверялась также полнота уплаты лицензионных сборов и уплаты акцизов. Так, сумма начисленных финансовых санкций в ходе и совместных, и самостоятельных проверок налоговых органов за несвоевременную уплату акцизов составила более 3000 тыс. рублей.
В ответ на задачи, поставленные перед участниками совещания, руководители Государственных налоговых инспекций по субъектам РФ, которым был предоставлен микрофон, вносили предложения по совершенствованию этой работы.
В частности, Госналогинспекцией по Саратовской области предложено создание областной алкогольной инспекции, здесь контрольными и правоохранительными органами проводится совместная операция "Градус". В Татарстане оптовые и розничные торговцы алкоголем декларируют доходы от реализации этой продукции за отчетные периоды.
Красноярцы внесли предложение исключить из необлагаемых акцизами такие виды продукции биохимических предприятий, как денатурированный спирт и спиртосодержащие растворы.
Немало предложений в ходе совещания высказывалось и по части устранения противоречий в налоговом законодательстве.
Так, новосибирские налоговики подготовили ряд предложений, хотя по микрофону их не озвучивали. Они заключаются в следующем:
1. Законодательно регламентировать порядок проведения проверок соблюдения организациями требований к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
2. Запретить регистрацию предприятий, осуществляющих производство алкогольной продукции в оффшорных зонах.
3. Ввести уголовную ответственность за подделку специальных марок, за незаконный оборот алкогольной продукции.
4. Ужесточить административную ответственность за нелегальный оборот алкогольной продукции без маркировки, а также маркированной марками неустановленного образца.
5. Законодательно предусмотреть возможность применения налоговыми органами к нарушителям порядка реализации алкогольной продукции мер административного воздействия.
6. С целью изыскания средств для финансирования работ по контролю за законностью производства и оборота алкогольной продукции, изъятию из незаконного оборота, транспортировки, хранению и уничтожению считаем целесообразным законодательно предусмотреть возможность реализации конфискованной алкогольной продукции, в случае подтверждения ее качества.
В.И. Берестовой, подводя итоги обсуждения, выразил уверенность в том, что налоговые органы будут уделять еще более пристальное внимание такой "доходной" отрасли, как алкогольная, и сумеют выполнить поставленные перед ними задачи.
Людмила Скрябина
Copyright © www.globus.nsk.su
|