Продажа бизнеса, покупка бизнеса
 
ГЛАВНАЯ  
О КОМПАНИИ  
СТАТЬИ  
НОВОСТИ  
КУПИТЬ БИЗНЕС  
ПРОДАТЬ БИЗНЕС  

 

СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ

   СТАТЬИ
 
Тендерные страсти


   Михаил Генин

   Вот уже два года как вступил в силу Указ Президента РФ № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд". Указ утвердил "Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд" (надо заметить, что речь идет именно о самой процедуре проведения закупок. Теория регулируется Законом 1994 года "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"). Указ, безусловно, был очень своевременным. Как вы помните, именно в то время разгорались наиболее крупные скандалы, связанные с нарушениями и коррупцией во время распределения государственных денег - будь то тендеры или аукционы по продаже пакетов акций крупных предприятий, оставшихся еще в наследство от СССР.
   Регламентация этих процессов должна была хоть немного помочь загнать все это в цивилизованные рамки. Оставим пока аукционы, поговорим лишь о тендерах. Понятно, что выигрыш государственного тендера это вопрос не столько финансовой прибыли (мы все знаем, что у государства не так много денег), сколько престижа, рекламы и в немалой степени налаживания хороших связей. Другими словами - дело принципиальное и немаловажное. Но и ответственное. Впрочем, сам процесс участия в конкурсе-тендере подчас тяжелее дальнейшего выполнения обязательств в качестве победителя. Не в последнюю очередь из-за жестких требований, установленных тем самым Положением. Вообще, как и большинство указов Президента, указ № 305 носит временный характер - он действует лишь до момента принятия федерального закона, регулирующего предмет. Но, увы, федеральный закон пока не принят. Пройдя Государственную Думу и Совет Федерации, законопроект был "завернут" Президентом.

   Ключевые моменты "Положения..." таковы:

   Все государственные закупки делятся на два вида: совершаемые на суммы менее и более 2500 минимальных размеров оплаты труда (около 200 тыс. рублей). В то время как для "дешевых" заказов существуют некоторые послабления в процедуре проведения тендера, для "дорогих" ситуация обратная.
   Совершенно очевидно, что большинство проектов, связанных с серьезной интеграторской деятельностью, по развертыванию информационных систем на федеральном или региональном уровне относятся к дорогим заказам. Сейчас же, когда размер МОТ не поспевает за курсом доллара, практически любой проект перенесся в тяжелую весовую категорию, которая характеризуется повышенной сложностью проведения тендера. В первую очередь это выражается в количестве документации, которое необходимо представить заказчику и конкурсантам. Бюрократические методы никогда не были особым "двигателем прогресса", и надо заметить, что сегодня ситуация с коррупцией среди заказчиков или с недобросовестными подрядчиками уже не так остра, и бюрократическое бремя неплохо бы облегчить. Кроме того, требования по предоставлению сертификатов на любые виды продукции не всегда выполнимы - наши ГОСТы охватывают далеко не все, к тому же они до сих пор не синхронизированы с международными системами сертификации типа ISO. В такой ситуации часто в проигрыше остаются как раз российские поставщики - при невозможности сертифицировать свои продукты по ГОСТу они подчас проигрывают зарубежным, у которых есть международные сертификаты.

   Но это уже проблемы стандартов.

   Что же касается трудностей предоставления всей требуемой документации, то надо отметить, что в новом законопроекте* количество требований не сократилось. Более того, осталась и старая цифра, разграничивающая "ватерлинию" - 2500 МРОТ.
   Есть и изменения. Например, расширен раздел, разъясняющий процедуру оценки и принятия решений по тендеру. Значительно увеличен раздел, описывающий процедуры разрешения возможных разногласий, возникающих в процессе тендера и по его окончании. Большое внимание уделено антимонопольной практике (борьба с монополиями вообще в последнее время стала модной).
   В то же время в законопроекте так и не появилось пункта о возможном предоставлении пилотных проектов до начала непосредственно тендера. Хотя за такую возможность ратуют эксперты не только компаний - возможных поставщиков, но и представители федеральных структур. Ведь наличие подобного пилотного проекта будет большим подспорьем в технической стандартизации системы. Часто последнюю готовят с нуля, и точно определить, что будет представлять из себя проект, только с помощью теоретических раскладок - тяжело.
   Однако, как уже было упомянуто, Президент не подписал законопроект, поскольку было обнаружено, что "отдельные нормы закона противоречат Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ, Федеральным законам "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и "О государственном оборонном заказе"). Самое странное, что в перечисленных разделах подобных нарушений автор не углядел. Но большинство других норм в Законе отличаются от аналогичных из Указа № 305 только грамматически. То есть выходит, что несоответствующими действующему законодательству были признаны пункты, которые существуют в указе еще с 1997 года?
   К сожалению, в официальном источнике не принято подробно расписывать причины отклонения законов, с указанием всех деталей.
   Впрочем, как видно из представленных комментариев, многих крупных подрядчиков государства из участников рынка ИТ существующий порядок вполне устраивает. Возможно, потому, что они-то свои тендеры выиграли. Проигравшие - молчат.

   Давид Ян президент компании "ABBYY"

   - Сколько тендеров за последнее время выиграла ABBYY?

   Надо сразу сказать, что ABBYY как компания не выиграла ни одного тендера. Мы и не участвовали ни в одном. Выигрывал тендеры (и немало) наш продукт FineReader. Дело в том, что тендеры обычно устраиваются не на установку системы распознавания текста, а на более глобальные проекты - как минимум модуль ввода информации плюс модуль распознавания. И крупные компании-интеграторы, делая свой проект, включали туда в качестве модуля распознавания нашу систему. То есть участие в тендере было не прямое, а опосредованное.
   Самое забавное, что практически во всех случаях чуть ли не все участники тендера предлагали наш FineReader. У них была конкуренция между собой, а у нас - нет. Кто бы ни выиграл, все равно ставилась наша система.
   При этом наше участие в одном из проектов не ограничилось только предоставлением продукта. Пришлось разрабатывать специальные папки и сумки для переноса заполненных бланков. Иначе бумага мялась, информация сканировалась и распознавалась намного хуже.
   В принципе нас этот вопрос мог и не волновать - проблема заказчика, но мы посчитали, что сделать все в комплексе будет и проще, и дешевле.

   - А как насчет необходимой документации?

   Ведь известно, что, выполняя заказы госструктур, необходимо представить немалое количество различных сертификатов и свидетельств. А в случае крупных заказов (а все ваши были крупными) этих бумаг требуется еще больше.
   Вопрос с сертификацией практически неразрешим. Представителям государственных структур сложно объяснить, что такое система распознавания текста, и они не понимают, как это вообще можно сертифицировать. Вот железки - другое дело. А все наши "компьютерные" премии не имеют в данном случае большой ценности. Поэтому обычно мы стараемся переложить вопросы сертификации на плечи интеграторов, занимающихся проектом целиком. И сертифицироваться не отдельно, а в качестве составной части всей системы.
   Тогда это легко. Практически единственный документ, который нам необходимо представить, - что мы на самом деле являемся авторами своей программы. Кроме того, уже установленные и успешно функционирующие системы, основанные на нашем продукте, говорят сами за себя. Подобные рекомендации служат лучше любого сертификата.

   Тагир Яппаров президент компании "АйТи"

   Я считаю, что нельзя рассматривать Указ № 305 исключительно под углом негативного влияния на проектный рынок. Да, конечно, этот законодательный акт создал дополнительные трудности при подготовке и проведении тендеров небольших и средних проектов, где, как правило, существует история взаимоотношений клиента и интегратора/поставщика и у заказчика есть конкретные предпочтения, с кем работать по проекту. Исполнение положений указа для таких проектов будет лишней бюрократической преградой и увеличит сроки подготовки и принятия решений по исполнителям.
   В то же время, упомянутый указ обязательно сыграет положительную роль в деле поддержки отечественного производителя, способного предложить собственную продукцию, полностью замещающую импортные аналоги. Разве плохо, что крупные государственные структуры будут переходить к закупке компьютерной техники и программных продуктов российского производства? Разве плохо, что отечественные продукты получат преимущество перед зарубежными и в выигрыше будут те российские компании, которые инвестировали средства в разработку продуктов? В любом государстве существует целый комплекс законодательных актов, поддерживающих национального производителя, и естественно, что такие мероприятия рассматривает и российское правительство.
   Что касается нашей компании, то "АйТи" изначально делала ставку на постоянное увеличение доли собственных продуктов и услуг в проектном бизнесе. Сегодня компания может предложить заказчику широкий спектр вполне конкурентоспособной продукции. Так, структурированная кабельная система "АйТи-СКС" стала одним из лидеров российского рынка кабельных систем, растет число заказчиков продуктов серии "БОСС".
   Мое мнение - рынок только выиграет, если средства крупных государственных тендеров будут инвестироваться в отечественные высокотехнологичные продукты, а не "уплывать" в Кремниевую долину или в Юго-Восточную Азию.

   Дмитрий Новиков генеральный директор компании "Консультант Плюс"

   Тот факт, что вопросам организации конкурсов при размещении государственных заказов было уделено серьезное внимание на самом высоком уровне (Указ Президента РФ "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции ..." № 305 от 8.04.97, утвердивший "Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд"), является, безусловно, положительным. Реальная же ситуация в этой области в значительной мере зависит от того, как в каждом конкретном случае реализовываются пункты данного положения, насколько четко и единообразно по отношению ко всем участникам конкурса будут осуществляться его процедуры, насколько выработанные регламенты будут исключать возможность субъективных, внерыночных решений.
   Указ № 305 является лишь базовым документом для организации системы тендеров, поскольку в одном акте невозможно учесть все нюансы, связанные с закупкой для государственных нужд весьма широкого спектра товаров и услуг. В конечном итоге в каждом конкретном случае все будет зависеть от компетентности и добросовестности как специалистов, организующих эти закупки, так и поставщиков товаров и услуг.

Copyright (c)1998, 1999 Издательский дом "Компьютерра".

 


             
               
Сайт создан в системе uCoz