Продажа бизнеса, покупка бизнеса
 
ГЛАВНАЯ  
О КОМПАНИИ  
СТАТЬИ  
НОВОСТИ  
КУПИТЬ БИЗНЕС  
ПРОДАТЬ БИЗНЕС  

 

СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ

   СТАТЬИ
 
К Вам едет ревизор


   М. Напшева

   Развитие рыночных отношений и появление таких понятий, как "акционирование" и "банкротство", а также возникновение новых объектов и типов хозяйственных операций (операции с векселями и другими ценными бумагами, бартерные сделки), требуют квалифицированной аудиторской оценки законности и правильности их отражения в бухгалтерском учете. Важным видом деятельности аудиторских фирм является также проведение анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий с целью прогнозирования эффективности развития, помощи в принятии оперативных управленческих решений и разработки различных рекомендаций.
   Практика показывает, что имущественные интересы, а также хозяйственные споры в ряде случаев невозможно решить без привлечения к оценке и получению объективного заключения по указанным проблемам независимого аудитора.
   Осуществление аудиторской деятельности в Российской Федерации регулируется Временными правилами аудиторской деятельности в РФ, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2263, в соответствии с которыми:

   - аудиторскую проверку и выдачу аудиторского заключения по ее результатам имеют право проводить как юридические лица (аудиторские фирмы), так и физические лица (аудиторы, зарегистрированные в качестве предпринимателей), имеющие лицензии на занятие аудиторской деятельностью;

   - уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание на основании решения судебного органа штрафа с организации в сумме от 100- до 500- кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда, с руководителя организации - от 50- до 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда.

   Данными правилами также установлено, что аудит - это прежде всего предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований субъектов.
   Из смысла данного Указа следует, что круг видов деятельности аудиторских фирм достаточно широк, то есть, аудиторские фирмы могут заниматься не только проверками, налаживанием, восстановлением и совершенствованием бухгалтерского учета своих клиентов, но и оказанием консультационных услуг по правовым вопросам и вопросам налогообложения, а также составлением финансовой отчетности и налоговых деклараций.
   Договор на оказание аудиторских услуг регулирует взаимоотношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентом. По договору на оказание аудиторских услуг исполнитель-аудитор обязуется оказать услуги, а заказчик-клиент - оплатить их.
   Положения договора о предоставлении аудиторских услуг определяются в соответствии со статьями 702 - 709, 730 - 739, 779 - 782 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с подпунктом "и" Положения о составе затрат по производству продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552, оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг включается в себестоимость продукции (работ, услуг). Данный порядок также регламентируется Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации.

   ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

   При оказании аудиторской услуги (непосредственно проверка предприятия, консультации, предоставление информации) предприятию выписывается счет и счет-фактура, а по завершении работ - акт приема-сдачи работ.
   У организации (предприятия) основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета, в соответствии с пунктом 7 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации от 26.12.94 N 170, является первичный документ, которым в данном случае является акт сдачи-приемки работ и счет на оплату аудиторской фирме оказанных услуг.

   БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

   На счетах бухгалтерского учета в случае проведения обязательной аудиторской проверки производятся следующие записи:

   Дебет 20
   Кредит 76

   списание на счета учета затрат стоимости аудиторских услуг без налога на добавленную стоимость,

   Дебет 19
   Кредит 76

   налог на добавленную стоимость по аудиторским услугам,

   Дебет 51
   Кредит 76

   оплата аудиторской фирме выставленного счета на оказанные услуги.
   В связи с тем, что, согласно пункту 19 Инструкции Государственной налоговой службы РФ от 11.10.95 N 39 " О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения, делается следующая запись:

   Дебет 68
   Кредит 19

   возмещение (зачет) налога на добавленную стоимость по данным услугам.
   Существуют ситуации, когда руководство организации (предприятия), учредители и акционеры либо другие держатели ценных бумаг соответствующих эмитентов или кредиторы заинтересованы в получении достоверной информации о финансовом состоянии и платежеспособности организации (предприятия). В этом случае по их инициативе для получения необходимой информации также могут быть привлечены аудиторы (аудиторские фирмы).
   При этом затраты, связанные с ревизией или аудиторской проверкой финансово-хозяйственной деятельности организации, проводимой по инициативе одного из учредителей (участников) этой организации, согласно тому же пункту "и" Положения о составе затрат по производству продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552, не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
   В данной ситуации организация производит следующие бухгалтерские записи:

   Дебет 76
   Кредит 51

   оплата счетов за оказанные услуги,

   Дебет 19
   Кредит 76

   выделен налог на добавленную стоимость,

   Дебет 88
   Кредит 76

   списаны расходы по оплате оказанных услуг.

   В связи с тем, что, согласно пункту 19 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения, суммы налога на добавленную стоимость должны быть покрыты за счет тех же источников. Поэтому на счетах бухгалтерского учета делается следующая проводка:

   Дебет 88
   Кредит 19

   налог на добавленную стоимость по аудиторским услугам.

   ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЕЖЕГОДНОЙ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКЕ ПОДЛЕЖАТ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ, К КОТОРЫМ ПРИМЕНИМ ХОТЯ БЫ ОДИН ИЗ СЛЕДУЮЩИХ КРИТЕРИЕВ: по организационно-правовой форме:

   - открытые акционерные общества (независимо от числа акционеров и размера уставного капитала);

   по виду деятельности:

   - банки и другие кредитные учреждения;
   - страховые организации и общества взаимного страхования;
   - товарные и фондовые биржи;
   - инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);
   - внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;
   - благотворительные и иные (не инвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;
   - другие экономические субъекты, обязательная ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации;

   по источникам формирования уставного капитала:

   - если в уставном капитале экономического субъекта имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам;

   по финансовым показателям деятельности экономического субъекта:

   - если объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (с 01.01.97г. - 41 745 тыс.руб.)
   - если сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (с 01.01.97г. - 16 698 тыс.руб.).

   НЕ ПОДЛЕЖАТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКЕ:

   организации, находящиеся полностью в государственной или муниципальной собственности, а также иностранные юридические лица, в том числе осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства. Данный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 07.12.94 N 11355 (с изменениями и дополнениями).

Copyright © 7 статей, 1999

 


             
               
Сайт создан в системе uCoz