М.С. КОКОНИН, к.э.н
Создание Реестра субъектов малого предпринимательств
Москвы было предусмотрено Законом г. Москвы "Об основах
малого предпринимательства в Москве" от 28.06.95 г. No 14,
который определил основные цели его создания, а также
критерии включения в Реестр.
Держателем Реестра является Департамент поддержки и
развития малого предпринимательства правительства Москвы,
определенный указанным законом в качестве уполномоченного
органа, ответственного за проведение единой политики,
направленной на поддержку и развитие малого
предпринимательства в городе.
В Реестр субъектов малого предпринимательства, имеющих
право на получение поддержки со стороны органов власти
Москвы, включаются юридические лица, осуществляющие
предпринимательскую деятельность в соответствии со
следующими критериями:
район их непосредственной деятельности должен быть
ограничен пределами Москвы и Московской области, т.е.
субъекты малого предпринимательства (юридические лица) не
должны иметь филиалов, находящихся вне границ Московской
области, хотя рынок сбыта для производимой ими продукции
(работ, услуг) может выходить за указанные границы;
они не должны относиться к категории дочерних или
зависимых хозяйственных обществ, фондовых бирж, брокерских и
дилерских фирм, банков и иных кредитно-финансовых
организаций;
среднесписочная численность работающих (с учетом
работающих по договорам подряда и совместительству) должна
составлять:
в промышленности и строительстве 200 человек и менее;
в других отраслях сферы материального производства 100
человек и менее;
в отраслях непроизводственной сферы 60 человек и
менее.
При этом юридические лица, осуществляющие несколько
видов деятельности, относятся к категории субъектов малого
предпринимательства по критерию того вида деятельности,
который приносит наибольшую долю суммарной выручки от
реализации продукции (работ, услуг).
Реестр включает комплекты документов по обращениям
субъектов малого предпринимательства с просьбой о внесении
их в Реестр или оказании им помощи в той или иной форме, а
также иные необходимые данные, содержащие информацию о
субъектах малого предпринимательства и решениях, принятых по
их заявлениям.
Реестр создается для:
обеспечения учета вновь создаваемых, реорганизуемых,
действующих и ликвидируемых субъектов малого
предпринимательства Москвы независимо от их организационно-
правовой формы, формы собственности и видов деятельности;
регистрации обращений субъектов малого
предпринимательства с просьбой об оказании им помощи;
принятия решения о предоставлении субъектам малого
предпринимательства дополнительных льгот и преимуществ,
установленных для них законодательными и нормативными актами
Москвы;
хранения и актуализации информации о субъектах Реестра
и обеспечения оперативного доступа к ней;
решения аналитических задач по выявлению тенденций
развития малого предпринимательства Москвы;
проведения выборочных и полномасштабных опросов
субъектов малого предпринимательства Москвы;
сбора и анализа информации о формировании рынка сбыта
продукции (работ, услуг), производимых субъектами малого
предпринимательства.
Говоря о необходимости создания Реестра, нельзя не
коснуться его взаимосвязи с предоставлением налоговых льгот.
Для примера можно вспомнить ситуацию, возникшую в первой по-
ловине 1996 г.
Госналогслужба России на основании Федерального закона
"О государственной поддержке малого предпринимательства в
Российской Федерации" от 14.06.95 г. No 88-ФЗ (ст. 4)
выпустила письмо от 12.02.96 г. No 37-2, которым были
внесены соответствующие изменения в инструкцию
Госналогслужбы России от 10.08.95 г. No 37 "О порядке
исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и
организаций". Данные изменения установили необходимость
государственной регистрации субъектов малого
предпринимательства и получения ими соответствующего статуса
субъектов малого предпринимательства в "органах
исполнительной власти, уполномоченных действующим
законодательством".
После этого на основании вышеуказанных изменений к
инструкции No 37 территориальные налоговые инспекции
отказали субъектам малого предпринимательства в
предоставлении действующих налоговых льгот.
В связи с тем
что в тот момент и до настоящего времени регистрации
юридических и физических лиц в качестве субъектов малого
предпринимательства не проводилось, по существу все субъекты
малого предпринимательства города были лишены права на полу-
чение ранее предоставляемых им налоговых льгот.
По инициативе Департамента поддержки и развития малого
предпринимательства правительства Москвы и Госналогинспекции
по г. Москве было подготовлено инструктивное письмо
Госналогслужбы России, разъясняющее, что наличие специальной
регистрации субъектов малого предпринимательства не может
пока использоваться в качестве критерия отнесения
предприятий к категории малых, так как процедура регистрации
не разработана. Таким образом, в то время проблему удалось
если не решить до конца, то, по крайней мере, приостановить
полное и единовременное лишение субъектов малого
предпринимательства всех налоговых льгот.
На наш взгляд, включение предприятия в Реестр станет
той государственной "регистрацией", которую вправе требовать
налоговые и иные органы, ссылаясь на соответствующую статью
Федерального закона "О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации".
Мэр Москвы распоряжением от 7.05.97 г. No 367-РМ
утвердил Положение о Реестре субъектов малого
предпринимательства Москвы, разработанное Департаментом
поддержки и развития малого предпринимательства
правительства Москвы.
Не пересказывая текст нормативно-правового акта,
который благодаря "Финансовой газете. Региональный выпуск"
стал доступен представителям малого бизнеса, отметим ряд
принципиальных моментов, выгодно отличающих данный документ
от возможных аналогов.
К ним, на наш взгляд, относятся:
предельно упрощенный (заявительный по существу)
характер регистрации, допускающий направление документов
ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью
вложения, предусматривающий минимально возможный комплект
документов и реквизитов, представляемых субъектами малого
предпринимательства. За исключением стандартизированного
заявления о внесении в Реестр, вся прочая информация
представляется в виде копий документов, находящихся в
распоряжении предприятий и в основном содержащих информацию,
подтверждающую критерии отнесения юридических лиц к
субъектам малого предпринимательства;
гарантирование предельного срока рассмотрения
документов, а также преимущественных прав субъектов Реестра
на получение льгот и преимуществ, установленных для
субъектов малого предпринимательства на территории Москвы;
исчерпывающий список случаев, при которых допускается
отказ юридическому лицу во внесении в Реестр или исключение
его из Реестра;
введение понятия "уполномоченного представителя
Держателя Реестра", в качестве которого предусматривается
использование Московского агентства развития
предпринимательства, членами которого являются Московский
фонд поддержки малого предпринимательства, Московская
лизинговая компания, профсоюзы, объединяющие малые
предприятия и другие общественные организации, занимающиеся
поддержкой и развитием предпринимательства на территории
города. Речь по существу идет о делегировании определенных
прав, связанных с регистрацией малых предприятий,
представителями самих малых предприятий (при общем контроле
со стороны Держателя Реестра);
отказ от введения очередного "сбора" за регистрацию;
субъекты Реестра оплачивают лишь стоимость самого
свидетельства о включении в Реестр, причем указанная сумма
не подлежит зачислению в бюджет, а идет на цели создания и
ведения самого Реестра, предусмотренные Законом г. Москвы
"Об основах малого предпринимательства в Москве".
В документе четко прописаны права и обязанности
Держателя Реестра, уполномоченных представителей Держателя
Реестра и Пользователей Реестра. Причем если Держатель
Реестра определен законодательно, то количество и состав
двух других категорий участников создания и ведения Реестра
в значительной степени будет определяться в процессе работы.
При этом на Держателя Реестра возложена обязанность
обеспечения взаимодействия с субъектами малого
предпринимательства по вопросам создания городской
инфраструктуры для получения необходимой для субъектов
малого предпринимательства информации. Это предусматривает
осуществление соответствующей учебно-методической и
консультационной работы.
Особое внимание в Положении о Реестре уделено
обеспечению защиты информации о субъектах Реестра и
документов по обращениям от несанкционированного доступа,
соблюдению прав доступа к данным Реестра. Специально
оговаривается, что использование информации, содержащейся в
Реестре, в том числе получаемой и обрабатываемой
уполномоченными представителями Держателя Реестра,
осуществляется только по разрешению Держателя Реестра и
только в целях, предусмотренных Законом г. Москвы "Об
основах малого предпринимательства в Москве".
Создаваемая база данных по субъектам малого
предпринимательства Москвы должна будет компенсировать
недостатки действующей системы статистической отчетности,
собираемой и анализируемой Мосгоркомстатом, которая
совершенно не учитывает критерии и требования, установленные
Законом г. Москвы "Об основах малого предпринимательства в
Москве".
Известно, что на федеральном уровне уже несколько раз
менялись критерии отнесения юридических лиц к субъектам
малого предпринимательства (в том числе на уровне
Госкомстата России), и предлагаемые для анализа данные за
1993 -1996 гг. мало сопоставимы друг с другом.
При этом никаких аналитических материалов,
показывающих динамику изменения показателей, характеризующих
развитие малого предпринимательства в городе, Мосгоркомстат
практически не разрабатывает. Таким образом, вопросы решения
аналитических задач по выявлению тенденций развития малого
предпринимательства Москвы, сбор и анализ объективной
информации о формировании рынка сбыта продукции,
производимой субъектами малого предпринимательства, напрямую
зависят от формирования базы данных Реестра.
Распоряжением мэра Москвы от 7.05.97 г. No 367-РМ
предусматривается разработка и реализация широкого круга
организационно-технических и иных мероприятий,
обеспечивающих создание и ведение Реестра (включая
формирование региональных структур уполномоченных
представителей Держателя Реестра, разработку программно-
технологического и информационного обеспечения
функционирования Реестра и т. д.).
Ориентировочным сроком
начала выдачи свидетельств в связи с этим определен IV
квартал 1997 г.
Утверждением Положения о Реестре субъектов малого
предпринимательства Москвы (вслед за Законом г. Москвы "Об
основах малого предпринимательства в Москве", Законом г.
Москвы "О порядке налогообложения субъектов малого
предпринимательства, применяющих упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности") в Москве продолжена
целенаправленная работа по созданию собственной нормативно-
правовой базы, позволяющей решать проблемы малого
предпринимательства на региональном уровне.
Необходимо отметить, что активный интерес к документу
уже проявили такие регионы России, как Краснодарский край,
Московская область, Республика Хакасия и другие субъекты РФ,
решающие аналогичные с Москвой задачи в области поддержки и
развития малого предпринимательства.
Телефоны для справок:
Департамент поддержки и развития малого предпринимательства
правительства Москвы (Держатель Реестра)
(095) 229-44-83
Московское агентство развития предпринимательства
(уполномоченный представитель Держателя Реестра)
(095) 256-52-02, 256-35-83
|