Продажа бизнеса, покупка бизнеса
 
ГЛАВНАЯ  
О КОМПАНИИ  
СТАТЬИ  
НОВОСТИ  
КУПИТЬ БИЗНЕС  
ПРОДАТЬ БИЗНЕС  

 

СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ

   СТАТЬИ
 
Налоговая ответственность


   Несмотря на ворчание пессимистов, первая часть Налогового кодекса (НК) все-таки вступила в действие с 1 января 1999 года. В ней определены основные принципы построения отношений между государством и налогоплательщиками. К сожалению, этот достаточно серьезный и очень интересный документ не избежал основной проблемы российских нормативных актов неясности и мутности некоторых его статей. Тем не менее, необходимо не только бесконечно рассуждать о Новом кодексе и прогнозировать, как на практике будут работать его положения, но и знакомиться с ними.
   Одним из принципиальных новшеств является изменение механизма ответственности за нарушение налогового законодательства. И, безусловно, самой "жареной" темой являются те положения, которые устанавливают виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Об этом идет речь в главе 16 раздела VI НК. В ней перечисляются ситуации, которые могут повлечь за собой применение налоговых санкций (штрафов). На наш взгляд, привязка величины некоторых штрафов к конкретным суммам не самый лучший вариант, так как в условиях инфляции, скорее всего, размеры санкций придется пересматривать. Например, статьей 116 предусмотрено, что нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 117 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. В свою очередь, искомая статья 117 предусматривает, что уклонение от постановки на учет в налоговом органе, выразившееся в осуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течение более 90 дней со дня истечения установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.
   Далее следуют совершенно новые виды налоговой ответственности. В частности, статьей 118 предусмотрено, что нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии и закрытии им счета в каком-либо банке, если это не повлекло за собой неуплату налогов (и это очень важная оговорка), влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. А вот если нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган сведений об открытии и закрытии счета в каком-либо банке повлекло за собой неуплату налогов, то такие действия будут караться взысканием штрафа в размере десяти процентов от общей суммы денежных средств, поступивших на счет за период задержки представления или непредставления сведений об открытии этого счета. При чем еще неизвестно, что выгоднее.
   Та же самая ситуация и со статьей 119. Непредставление налогоплательщиком или его законным представителем в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более двадцати пяти процентов от указанной суммы. А вот в пункте 2 существует какая-то неясность: непредставление налогоплательщиком или его законным представителем налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации, влечет взыскание штрафа в размере пятидесяти процентов общей суммы денежных средств, поступивших на счет (?) за период задержки представления или непредставления сведений об открытии этого счета (?). Непонятно, причем тут счет, если речь идет о налоговой декларации. Если информация об открытии счета должна представляться в виде декларации, тогда в чем отличие от статьи 118?
   В статье 119 есть еще и очень важный пункт 3, который гласит, что нарушение установленного срока представления налогоплательщиком или иным обязанным лицом в налоговые органы предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах документов и (или) иных сведений, а равно заявление налогоплательщика или иного обязанного лица об отказе должностному лицу налогового органа, проводящему налоговую проверку, представить имеющиеся у налогоплательщика или иного обязанного лица и запрашиваемые этим должностным лицом документы и (или) иные сведения, необходимые для проведения в установленном порядке такой проверки, а также уклонение от представления указанных документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере пятидесяти рублей за каждый не представленный документ. Скорее всего, эта ответственность будет распространяться на случаи, когда налогоплательщик не представляет документы, касающиеся собственной хозяйственной деятельности. В этом случае, если предприятие хочет избежать неприятностей при общении с налоговой инспекцией, оно должно быть готово к длительной и нудной бумажной волоките. Во-первых, налогоплательщик должен в письменной форме предложить инспектору сформулировать конкретный перечень всех документов и указать контрольную дату их представления, необходимую последнему для проверки. Предложение вручается под роспись.
   Далее нужно получить перечень от проводящего проверку инспектора. Еще раз повторяем, что в нем не должно быть никаких неясностей и общих фраз, типа: "и другие", "и прочие", "все документы по НДС". После получения данного перечня предприятие готовит весь пакет требуемых документов (лучше всего копии). Когда работа будет закончена, то оформляется акт передачи, который подписывается обеими сторонами (предприятие и налоговый инспектор) и в котором обязательно должна быть фраза о том, что все затребованные документы переданы и стороны друг к другу претензий не имеют. В противном случае предприятие не будет застраховано от перманентного процесса запроса всё новых и новых документов, и, соответственно, с каждым новым документом будет расти и сумма штрафа.
   Статья 120 предусматривает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое (?) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Первый вопрос, который возникает после прочтения: что есть систематическое несвоевременное или неправильное отражение ? "Систематически" это раз в месяц, раз в неделю или каждый день? Эти вопросы являются принципиальными, так как от ответов на них зависит размер налоговых санкций. Согласно Налоговому кодексу, они могут быть следующими:

   - грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

   - те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.

   - если грубые нарушения повлекли занижение дохода, то возможно взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей. Подчеркнем, что штраф применяется в случае, если нарушения стали причиной занижения дохода, если же этого нет, то санкция не применяется.

   · в случае если налогоплательщиком не соблюдены правила составления налоговой декларации, выразившееся в несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходов, источников доходов, исчисленной суммы налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога, то такие действия могут повлечь взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.

   В статье 121 предусмотрена ответственность за нарушение правил составления налоговой декларации. Иными словами, если налогоплательщик не отразил или не полностью отразил информацию, либо допустил ошибки, приведшие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, то это может повлечь взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. На сегодняшний день в российской налоговой отчетности есть только две декларации: декларация о доходах и расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость, поэтому ответственность может применяться только в этих двух случаях.
   В соответствии со статьей 122 отныне неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода (напомним, что понятие налогового периода раскрывается в статье 55 Налогового кодекса; под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате), выявленные при выездной налоговой проверке налоговым органом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
   Те же действия, совершенные умышленно, повлекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога. Невыполнение налоговым агентом возложенных на него законодательством о налогах и сборах обязанностей по удержанию с налогоплательщика и (или) перечислению в бюджет удержанных сумм налогов (статья 123 НК) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и перечислению.
   Об этом необходимо помнить абсолютно всем предприятиям и предпринимателям-работодателям, так как на них лежит обязанность по удержанию и перечислению в бюджет подоходного налога с физических лиц, работающих по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера. Также налоговыми агентами являются российские предприятия, обязанные по законодательству Российской Федерации удерживать сумму налога на добавленную стоимость и налога на доходы из источника в Российской Федерации у источника выплат.
   Статья 124 установила, что с 1 января 1999 незаконное воспрепятствование налогоплательщиком или его законным представителем доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку в соответствии с настоящим Кодексом, на территорию или в помещение налогоплательщика или иного обязанного лица (кроме жилых помещений) влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
   Следует обратить внимание, что факт воспрепятствования доступа должен быть официально задокументирован в установленном порядке.

   "Контур-Аудит".

Copyright ©7 статей, 1999

 


             
               
Сайт создан в системе uCoz